Выбрать язык

Выбрать художника

Содержание

Статьи

 

Я раньше опубликовал в сетях Интернета текст с красивым названием «Эссе». Теперь предлагаю вашему вниманию другой.

 

Эссе №2

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Матф.5:3).

Толкований у этой заповеди блаженства множество. Бытует, например, такое: если человек умен, смел, самостоятелен, энергичен, эмоционален, стоек, то Царствие Небесное ему вряд ли светит. Какая-то в нем духовная стойкость заметна. А светит оно тем, кто этими качествами не обладает или отказался от них. И попадут они в Царство Небесное после жизни. Богословы возможно возмутятся таким толкованием. Но хватает в жизни примеров сломанных судеб, соответствующих именно такому толкованию. Молодые люди после университетов или вместо таковых, к ужасу родителей или в назидание родителям, погружаются в религию.

У меня свое толкование. Возможно, кто-то до меня так же толковал, я не знаю. Задаюсь вопросом, а кто точно не нищий духом? Ответ понятен ­­-  духовенство. Как-то естественно их из нищих духом исключить. У Христа в те времена с духовенством отношения не складывались. Они его не принимали. Так что слова «блаженны нищие духом» полемичны. Означают: «Не с вами правда». И обращены к духовенству. Прочие трактовки мне кажутся произвольными. Требовалось дать какие-то пояснения, ну и давали их. Со времен Христа прошло много лет, возникло христианство, даже несколько ветвей. И сказать христианскому священнику, что не с ним правда, цитируя Христа, уж совсем неуместно. Так что далее я не буду отделять священников от прочих людей.

Также в заповеди не утверждается, что все нищие духом блаженны. Некоторые да, а другие не очень.  Ну, а Царствие Небесное только для покойников или к живым тоже может относиться? Заповедь ведь живым людям давалась. Относилась к тем, кто с Божьей помощью живет, кто знает, что все их таланты от Небес, а сами по себе они просто инструмент. Для кого-то из них в этом смысл их жизни и они счастливы, блаженствуют. Другие в ужасе, но поделать ничего не могут. С Царями, в том числе Небесными, не спорят. Приходится им жить в двух мирах: обычном и под руководством Небесных приказов, подсказок, знаков, намеков, поучений и тому подобное. Некоторые приспосабливаются, ужас проходит, начинают получать удовольствие. Но, не у всех получается.

Судьбы у таких людей, естественно, складываются по-разному. Кто попадает в тюрьму, кто в психушку, кто-то вообще преждевременно на тот свет. Другие уходят в искусство, науку, на поле боя и т.д. Есть, конечно, и смешанные случаи. Ученых гениев иногда извлекают из лагерей и распределяют по шарашкам для решения важных задач военно-промышленного комплекса. Многие великие произведения и поэмы были написаны в тюрьмах или в изгнании. Некоторые люди искусства: художники, музыканты, поэты проводили какое-то время в психлечебницах.

Небеса могут открыться людям посреди их жизни. Был, скажем, медик или кочегар и вдруг изменился, стал писать романы. А уж в один ряд с Чеховым встал или пополнил армию графоманов – это кому как. В советской литературе такие случаи описывались крайне редко. В те времена перевоплощениями занимались либо в трудовых коллективах, либо в исправительных лагерях. В прочей русской литературе в качестве перевоплощений описано в основном как люди деградируют. Я не говорю о книгах, посвященных взрослению человека. Например, «Детство, отрочество, юность» Толстого или «Подросток» Достоевского. Там не о перевоплощении, а о становлении человека.

Есть еще русские сказки. Там перевоплощений полно. Но отношение к таким персонажам если не совсем отрицательное, то осторожное. Медведи, волки, драконы могут оборачиваться добрыми молодцами. И даже Царевна-лягушка сильно потрепала нервы мужу, Ивану-царевичу.

У властей к таким людям не от мира сего отношение тоже близкое к сказочному. С одной стороны, таланты ценят, а с другой стороны, контролировать Небесное влияние руки коротки. Но можно контролировать блаженных носителей Небесных посланий. Разумеется, если они занимают в обществе не слишком высокое положение.

У нас в стране сейчас выстроена вертикаль власти. По сравнению с 90-ми просто замечательно. Можно жить. А в сфере культуры не совсем замечательно. Т.е. творить можно, если это не слишком дорого и не требует субсидий, площадей, техники, помощников. Показывать свои произведения людям тоже можно. В Интернете. В сетях или на своем сайте. А вот в реальной жизни, не виртуально, чтобы с живыми людьми можно было пообщаться, стало затруднительно. Для организации таких встреч нужны разрешения чиновников, запросы, рекомендации и Бог знает, что еще.  Т.е. в Интернете контроль тоже есть. Но как-то не такой заметный. Так что не приходится удивляться, что в метро почти все пассажиры сидят, уткнувшись в смартфоны. Возможно, так они бесконтрольно культурно общаются.