Шамиль Гулиев 

Казахстан

Родился в 1960 г. в Нальчике / Кабардино-Балкария /

Северный Кавказ

Живописец, график, скульптор

 

Шамиль Гулиев родился в автономной советской социалистической республике Кабардино-Балкария (независимая российская республика с 1991 года) на Северном Кавказе. Он учился в конце 1970-х годов в Алма-Ате (Алматы с 1993 года), столице и культурном центре тогдашней Советской Республики Казахстан (независимая страна с 1991 года). Там он учился в Гоголевском художественном училище до 1979 года, затем в Казахской национальной академии художеств им. Т.К. Жургенева.1 С 1992 года Гулиев, близкий друг Александра Осипова, живет и работает в качестве внештатного художника в Алматы. Внутри многих конкурирующих этнических групп этой независимой страны он все еще чувствует себя гражданином Советского Союза и считает всю бывшую территорию СССР своим домом.

Гулиев участвовал в выставках в Алматы, Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Его работы находятся в Государственном музее искусств им. Кастеева в Алматы, в Министерстве культуры Казахстана и Музее искусств в Атырау / Казахстан. Он является членом Союза художников Казахстана и лауреатом Президентской художественной стипендии.

 

«Интересует меня не столько конечный результат (готовая работа), сколько  процесс продвижения к результату. Говоря словами алхимиков, делание, только делание раскрывает перед человеком тайны Вселенной либо наталкивает на тот барьер, за которым непосвященным нет места».

В своих работах Гулиев критически рассматривает воображаемый мир, скрытый за видимыми вещами. Его не столько интересует конечный результат работы, сколько процесс создания. Без эскизов он разрабатывает композиции и формы, которые он воспринимает с первого взгляда на объект. «У каждого свой взгляд на мир, и интересно, что художник может поделиться этим взглядом». Будучи внимательным наблюдателем социальных явлений, он интересуется разнообразными культурными событиями и традициями своей страны за пределами ностальгического преображения. В работе «Кто самый красивый» он критически и иронично смотрит на аспекты сокрытия всего тела, принятые в исламе. Зритель приближается к трем закутанным фигурам, которые на первый взгляд едва различимы. Все они носят традиционную одежду мусульманских женщин в Центральной Азии и паранджу. Лицо покрыто толстой тканью из конского волоса, так что невозможно увидеть, что или кто скрывается под ним. Это безобразие, красота или опасность? В единообразии едва заметно, что женщина посередине надела противогаз, который покрывает ее лицо, как вуаль. При российских коммунистах ношение паранджи было запрещено в Казахстане, который является преимущественно мусульманским. После распада Советского Союза в 1991 году 70 процентов населения в настоящее время исповедуют ислам, и полное покрытие тела является одной из самых спорных тем.2

Кто самый красивый – выразительная  картина с отличным суггестивным эффектом. Благодаря многослойному нанесению краски и тонким градиентам светлых и темных контрастов, Гулиев моделирует фигуры чувственной материальности и великолепной пластичности, которые контрастируют с удручающей узостью пространства изображения. Свет и тень создают загадочное настроение, земные тона придают картине архаическую ауру одновременно

 

1.  www.artularkz.com (доступ 18 ноября 2019 г.) 

2. Казахстан: правительство рассматривает вопрос о запрете на платки. 14.8.2017, noek.info/nachrichten/osteuropa.

Шамиль Гулиев. Кто самая красивая? 2013