Владимир Курдюков

Москва

1949 Донецк - 2018 Москва

Художник, рисовальщик, фотограф

 

Сын русских рабочих, родившийся в Донецке / Советский Союз (Украина с 1991 года), Курдюков сначала учился в местной художественной школе, а затем поступил на графическое отделение в Московской художественной академии (бывшая Строгановская художественная академия) с 1971 по 1976 год.1 В период с 1980 по 1983 год он выполнял различные работы для колхозов в Тюмени / Западной Сибири. Например, делал лозунги для Культпросвета или расписывал фрески с лозунгами и темами КПРФ. Как у художника-нонконформиста, который никогда не придерживался единого стиля, путь к профессиональному успеху у Курдюкова в области искусства долгое время был трудным. В личной жизни болезнь его сына Никиты, 1979 года рождения, от церебрального паралича и разлука с женой были радикальными событиями. Курдюков много лет ставил свои собственные художественные работы на задний план, чтобы интенсивно посвятить себя воспитанию сына. Он научил его ходить, говорить и использовать цвета, чтобы помочь ему преодолеть болезнь. Великий художественный талант Никиты и ежедневное участие в его работах вдохновляли Владимира и открывали для него более широкий эмоциональный диапазон.

В 1987 году Курдюков купил дом в деревне недалеко от Любима / Ярославля, где отец и сын часто встречались позже, чтобы рисовать вместе. После нескольких коротких пребываний в Германии Владимир Курдюков всегда возвращался в Москву. С одной стороны, ожидаемая реакция на его искусство на Западе не осуществилась, с другой стороны, он чувствовал себя слишком укоренившимся в своей собственной стране. Несмотря на сложную финансовую ситуацию и безнадежность публичного успеха своих работ в России, он хотел остаться в Москве, где, помимо своей работы в качестве внештатного художника он, помимо прочего, также работал учителем рисования. Снова и снова ему удавалось участвовать в групповых выставках, также вместе со своим сыном. Совсем недавно ее работы были показаны в московской галерее «На Каширке» в 2018 году в сопровождении выписок из дневников Владимира, которые он хранил с конца 1980-х годов. 2 Курдюков был членом Союза художников России. Его работы находятся в частных коллекциях в Восточной и Западной Европе, Канаде, Корее, США, а также в государственных коллекциях в России, Украине и США. После смерти Курдюкова его сын Никита передал в дар Фонду русского абстрактного искусства в Москве многочисленные работы в виде пожертвований и долгосрочных займов. 

♦ ♦ ♦

Для Владимира Курдюкова живопись, кажется, была эликсиром жизни, ежедневной «борьбой за жизнь и свободу» .3 Картины, рисунки и фотографии Курдюкова являются непосредственным выражением его очень эмоциональной личности, и тесно связанны с его жизнью. Он также описывал свое искусство как «свою автобиографию». В поисках новых способов самовыражения он свободно экспериментировал с различными стилями и методами (масло, гуашь, акрил, уголь). Его спектр варьируется от пастельных меланхолично выглядящих туманных образов до ярко окрашенных, динамичных композиций.

Курдюков был, прежде всего, великим рисовальщиком, которому нужно было всего несколько штрихов, чтобы нарисовать на листе выразительные фигуры. Особенно это заметно по его портретам и ню. Спонтанно брошенные наброски в его бесчисленных дневниках также характеризуют его как человека, который постоянно хочет рисовать. На портретах, подчас экспрессионистических и почти  абстрактных, он не столько озабочен реальностью, сколько, прежде всего, выразительностью.

Русский и западноевропейский авангард начала 20-го века послужили ему источником вдохновения. В некоторых своих работах он четко исследовал экспрессионистские пейзажи Кандинского, другие показывают влияние образов Пабло Пикассо. Символические ангелы Курдюкова напоминают о способности Пола Клее делать этих невидимых тихих спутников видимыми всего несколькими линиями. Однако Курдюков никогда не копировал свои образцы для подражания, но брал стилистические характеристики и реализовал их в своих вариациях.

Зима. Русская Герника, (поздняя версия «Славы труду», институт Сервантеса, Москва, 2017

Наиболее впечатляющими являются картины, на которых он разрабатывает свой собственный почерк, например, в «Славе труду», на которой русский крестьянин неподвижен, как памятник, брошенный с постамента, и лежит на снегу с широко открытыми глазами. Подзаголовок - Медитация на русском языке.

В последние годы своей жизни Курдюков свободно экспериментировал с противоположными художественными стилями: например, в «Моей прекрасной венецианке» он очень своеобразно перевел профильный портрет молодой женщины 4 раннего итальянского ренессанса в плоский, поразительно красочный визуальный язык поп-арта.

Курдюков демонстрирует много общего с двумя из наиболее важных представителей так называемого Второго русского авангарда, московскими нонконформистами Владимиром Яковлевым (1934-1998) и Анатолием Зверевым (1931-1986). Работа этих страстных художников, которые часто работали скрытно в трудных условиях, характеризуется большой выразительностью и импульсивной непосредственностью 5.   Зверев, которого Пикассо считал одним из величайших русских иллюстраторов, 6  и которого поддерживал частный коллекционер Георгий Костаки с 1960-х годов, провел персональную выставку в СССР только в 1985 году, за год до смерти. 

»Моя живопись - автобиография. Я  -  реалист даже тогда, когда пишу абстрактно. Моими учителями были в большой степени Клее и Пикассо. Они мне говорили: »Можно так, как ты решил. Ты свободен.» И им я доверял больше, чем художникам из Союза художников. «

Фигура Дон Кихота, трагикомического героя романа Сервантеса 17-го века, играет центральную роль как в творчестве Курдюкова, так и в творчестве Зверева. Иногда он показывает его смело продвигающимся верхом на лошади, высоко абстрагированным, как бронзовая скульптура Марино Мариниса, но позже также хрупким и истощенным, похожим на изображение Дон Кихота его сына Никиты Кникты, которое он создал незадолго до этого. Для Курдюкова, неутомимый рыцарь, сражающийся против ветряных мельниц, верный своим мечтам, даже если есть небольшая надежда, которого в его идеализме ничто и ничто не может остановить, возможно, был символом его собственной, часто нелегкой жизни.

 

1 Подробная информация о жизни и работе доступна на moscow-painters.ru/Künstler и на сайте сына Курдюкова www.knikta.de (доступ 24 октября 2019 г.)

2 «Свобода. Выживание. Взаимодействие.» Владимир и Никита Курдюков. Галерея «На Каширке». Москва 2018

3 www.moscow-painters.ru/Kunstler (доступ 12 ноября 2019 г.)

4 Пьеро дель Поллайуоло (1443-1496) (приписывается), около 1465, Gemäldegalerie Berlin, inv.no. 1614

5 См. Карл Эймермахер: Владимир Яковлев, каталог выставки. Hg.v. Галерея Байер. Битигхайм-Биссинген 1995; Каталог выставки Анатолий Тимофеевич Зверев. Hg.v. Галерея Байер. Битигхайм-Биссинген 1994

6 Там же, стр. 16

Слава труду или ностальгия, или медитация на русском языке, 2002

Без названия (Дон Кихот?) 1979

Вечный вопрос Дон Кихота, 1999

Без названия (Дон Кихот), 2010

Без названия (Женщина с кошкой), 2010

Без названия (обнаженная) 2008

Без названия (Ангел 1), 2010

 

Без названия (Ангел 2), 2010

Райский мотив, 2002

Моя прекрасная венецианка, 2013