![]() | ![]() |
О стихотворении Бориса Пастернака
«Быть знаменитым некрасиво»
У меня есть несколько видео клипов на стихотворения Б.Пастернака, но в отношении стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» видео как-то не очень подходит. Хотя эстетически, конечно, привлекательнее просто разбора текста. Но хочется быть предельно внятным. И не тратить усилия на привлекательность подачи материала. Попробую скрасить текст своими картинками.
Немного хронологии: в 1955 Пастернак закончил роман «Доктор Живаго» и предложил к публикации в трех издательствах в Москве. Получил отказ. Так что содержание романа стало известно людям, отвечающим за культуру в СССР. И, как я надеюсь показать дальше, они обратили на него внимание и провели разъяснительную работу с автором.
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак написал в 1956 году. А в 1957 «Доктор Живаго» был опубликован в Италии. После этого в СССР началась кампания по дискредитации и романа, и автора. В 1960 Пастернак умер.
В стихотворении Пастернак описывает демагогию, с которой он видимо основательно познакомился после того, как отнес роман в московские издательства. Поделился знаниями с читателями. Им эти знания тоже могли пригодиться.
Итак, процитирую стихотворение отдельными отрывками и прокомментирую обычной прозой:
Быть знаменитым некрасиво,
Это неправда. Автор работает для людей и естественно хочет, чтобы его работа была им известна.
Аллея славы.
Не это поднимает ввысь.
Да, повышение по службе поднимает ввысь. Обычно улучшает условия быта.
Путь наверх
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Это уже прямое вмешательство в работу писателя.
Не пиши!
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Целью творчества являются не эмоции автора во время работы, а ее результат. Шумиха и успех могут быть излишними в других профессиях, но вряд ли для писателей. Заметно желание приглушить общественный резонанс и унизить автора.
Накачка
Но надо жить без самозванства,
Поучали Пастернака, как жить. А он цитирует. «Без самозванства» означает видимо работу по заказу сверху, а не по собственному разумению, вдохновению, призванию и т.п.
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
«Любовь пространства в конце концов» допускает двойное толкование (как образец «двоемыслия», описанного Оруэллом в «1984»):
1. симпатию самого высокого начальства, полномочия которого предельно широки и которое определяет, каким должно быть будущее.
2. желание расширить круг читателей и опубликовать роман за рубежом.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
«Пробелы в судьбе» видимо намекают на то, что жил он не всегда правильно. И о каких-то событиях нужно помалкивать. А может быть, разумным образом избегал слишком рискованных ситуаций. В текстах, однако, касался изъянов окружающей действительности. Добавляя работы цензорам.
Если снять крышку
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
1. Снова рекомендация не высовываться.
2. Впрочем, это может быть описанием как творческого процесса, так и условий работы над романом. Он писал его 10 лет.
Жизнь прекрасна (если не нюхать, помалкивать и дышать жабрами).
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Снова два варианта.
1. Думай, какой пример показываешь. Могут появиться последователи.
2. За тобой присматривают.
Дорога
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
1. Естественно, это начальство решает: наградить или наказать.
2. Наплевать. Волков бояться – в лес не ходить.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Следуй выбранной линии поведения. Какой – не уточняется. Будь стойким.
Маска
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1. Так и живи.
2. Хорошо бы выжить хоть как-то.
Ожидание
Так что, на мой взгляд, в этом стихотворении Б.Пастернак описал рекомендации, которые ему пришлось выслушивать, сохранив их стилистику. И которые оказались прелюдией к последовавшим событиям.