Валерий Валюс
Небольшое дополнение
До сих пор я разбирался в основном в 2-х вопросах: искусствоведческом -
особенностях смысловой живописи, которой сам занимаюсь, в широком спектре прочих
функций изобразительного искусства (резюме: картины пишутся для сердца и ума
зрителей!), и религиозном: творчество и христианство (в нынешние времена
практически несовместимы, живопись давно вышла за рамки иллюстрирования
церковных догматов).
При этом я оставил в стороне две
другие темы, существенные для понимания творческой "кухни":
1. Описание метафизической (мистической) компоненты творчества и
2. Вопрос - является ли непосредственный религиозный (внецерковный и вообще
внеконфессиональный) опыт безумием.
Попробую теперь всё-таки их коснуться.
Почему
внеконфессиональный? Давайте прислушаемся, что там себе бормочет христианин,
например, православный, а если не бормочет, то, по крайней мере, читал эти слова
в Библии и держит их за абсолютную истину: "Авраам родил Исаака; Исаак родил
Иакова…", "Отче наш, сущий на небесах…"
Та-а-к, ему
неизвестно, что такое мама (1-я цитата), ему неизвестно, что такое папа (он Бога
отцом называет, причём общим), о небесах как-то неконкретно, похоже, отсутствуют
элементарные школьные знания о космосе. Он Бога о чём-то просит. Чтобы сил
добавил? Магическим образом? В общем, похоже, пора помочь человеку, подлечить,
для начала диагноз поставить. Но для этого нужен компетентный человек, доктор,
психиатр.
| |
Психиатрия (Сопровождение)фото |
А у психиатрии 2 функции: лечить больных и защищать общество от больных, в
психушке их держать. В тех обществах, которые считают верующих приемлемыми и
даже желательными членами общества, причём это не новомодная гуманитарная
выдумка, а проверено веками, было проверено ещё до того, как психиатрия
возникла, психиатров к верующим не зовут, если, конечно, они чего-то другого не
натворили или сами не просят им помочь.
Так же,
приблизительно, и с другими мистиками. Если, скажем, какому-нибудь композитору
Господь мелодию напел или поэту тему нашептал, или фотографу видение показал,
или художника под локоть подтолкнул, и линия не туда пошла, новую картину
подсказала, или учёному мыслишку подбросил, или молодому человеку случайную
встречу устроил с девушкой, той, что на всю жизнь, то за это в психушку не
тащат.
Но если по каким-то обстоятельствам он
попадёт к психиатру, то защитная функция религии, которая позволила бы дать
заключение "просто верующий" или "разделяет общепринятые убеждения", на него не
распространяется и все его "напел", "нашептал", "показал", "подтолкнул",
"подбросил", "устроил" дадут диагноз паранойя, шизофрения, бред отношения, мания
величия и т.п. - короче, тяжелого психоза. Причем, вне всякого сомнения.
Поскольку непосредственный мистический опыт описан в книгах по психиатрии, и
тот, который мне известен, и, наверное, ещё всякий разный, на все возможные
диагнозы я не претендую.
Итак, на первый из
поставленных вопросов ответ найден: интересующиеся описаниями мистического
опыта, могут найти их в работах по психиатрии. Хотя, конечно, не только там. Это
раньше только в книгах для докторов их можно было найти. А с тех пор, как рухнул
в нашей стране идеологический контроль, доступной стала обширная литература по
эзотерике, парапсихологии, экстрасенсорике, необычным состояниям, вещим
сновидениям, духовным практикам и т.п. Безусловно, что среди этих книг
попадаются просто сокровища духовной культуры, а другие, на мой взгляд, полный
бред, хотя я встречал приверженцев и поклонников совершенно бессмысленных
текстов. Ну, а в подавляющей своей части это результат работы, причём творческой
работы, множества авторов. Те, кому интересно, пусть сами разбираются. Поскольку
я никудышный гид по этим книгам, свой мистический опыт получил независимо.
А на вопрос, является ли этот опыт безумием, полного ответа нет. Понятно, что не
следует попадаться к психиатрам. Но это не всё. Поскольку в жизни иногда
последовательность такая: сначала норма, которая на дикие стрессы может выносить
человека, от которых у него крыша едет, и из этой невообразимой каши рождается
как бы человек заново, часто с новой профессией, независимой и творческой.
Подвела его нормальная жизнь крепко, не доверяет он ей и о возврате к прежней
жизни думать не может. На всякий случай подчеркиваю - это не исповедь.
И остаётся вопрос о получивших свои диагнозы, таблетки, курсы лечений и сидящих
по психушкам или находящихся вне их: ведь Господь, Высший разум, Информационный
канал, Некто - называйте как хотите, коснулся их, чтобы они стали чуточку умнее,
чуточку талантливее, искреннее на своих путях. Почему же они застряли на стадии
очевидных несуразностей, перевоплощенных знаменитостей, мессий и т.п. - короче
бреда? Не говоря уже о маньяках-злодеях. Или больных белой горячкой. Тоже ведь
мистики. В последнем случае причина, правда, обычно бывает известна.
На творческой "кухне" симптоматика может быть такой же, как в историях болезни,
да функции у неё другие, воздействия похожи, а результат разный: один околесицу
несёт, а другой нетленку лепит.
Объяснять все
возможные отклонения психики от нормы мне совершенно не под силу. И я отхожу
подальше от докторов, психов, их заморочек, а у меня свои, их не касаются:
видения, картины, друзья и прочая жизнь.