Вера Собко
"Искусство", №9, 2008
ДИАЛОГ СО ЗРИТЕЛЕМ
В конце января в Татьянин день, который студенты и интеллигенция отмечают с особой теплотой, в московском «Музее Человека» открылась выставка художника Валерия Валюса. «Музей Человека», расположенный в Свиблово в помещении 110-ой библиотеки, стал для многих москвичей подлинным культурным центром. Там есть свой «Театр-студия 69» под руководством Георгия Червинского. Есть также поэтический театр, представляющий произведения классиков серебряного века. Есть свое издательство и своя газета. В выставочном зале постоянно экспонируются произведения современных художников. На вернисажах кандидат искусствоведения Галина Ивановна Пикулева подробно и интересно рассказывает зрителям о картинах.
Валерий Валюс выбивается из привычного ряда живописцев. Его трудно причислить к какому-либо течению, к какой-либо школе. Он сам по себе. Наверное, именно это и ценно – умение максимально раскрыть свою творческую индивидуальность. К живописи Валюс обратился в довольно зрелом возрасте. По образованию он физик, окончил МГУ, защитил диссертацию. Тяга к творчеству, похоже, досталась Валерию по наследству. Многому он научился, многое подглядел у своего отца – замечательного художника Петра Адамовича Валюса. Но это касается, в основном, живописных приемов. По стилю, по манере письма, образному строю картин отец и сын не похожи. Роднит их, пожалуй, эмоциональная напряженность творчества. Мощный энергетический заряд, выплеснутый на полотно. Тематика картин Валерия Валюса чаще всего социально обусловлена. Возможно, это говорит в нем физик, научный работник, склонный подвергать анализу не только природные, но и социальные процессы. Свой беспристрастный анализ Валюс переводит в зрительные образы. И это далеко не простая задача. Здесь не обойдешься формальным подходом, схематичным изображением объектов. Здесь требуется необычный ассоциативный ряд, способный задеть и взволновать зрителя, вызвать его на своеобразный диалог с художником. Ассоциации Валюса, как правило, неожиданны, непривычны в своей откровенности и заставляют переосмысливать многие устоявшиеся понятия. Его полотна требуют размышлений и читаются далеко неоднозначно. Возле работ художника непременно завязываются дискуссии. Президент общественной организации «Музей Человека» Евгения Владимировна Викеева призналась, что именно эта грань творчества В.П.Валюса побудила ее и сотрудников устроить выставку. Пейзажи и натюрморты – это прекрасно, но, сколько можно рисовать березки, закаты и букеты цветов? На дворе уже ХХ1 век, незаметно для нас рождается новое мышление и новое восприятие жизни. Так надо соответствовать ему! Эту же мысль высказал главный редактор журнала «Наша улица» писатель Юрий Кувалдин. Он назвал Валерия Валюса живописным летописцем эпохи. Современникам, как правило, трудно дать оценку времени, в которое они живут. Все это постигается позже, задним числом. А художник с обостренным восприятием чувствует и фиксирует то, что еще не до конца отложилось в коллективном сознании.
Уже по названиям картин можно судить об остроте тем в творчестве художника: «Аргумент» - атомный взрыв, взметнувший человеческие тела, «Расщепить ядро», «Дележка родины», «Голодная страна», «Чернобыль», «Выброс», «Разговор разных видов оружия», «Горячая точка», «Защитник гласности», «Русский космизм», «Встреча с запредельным», «Конфессии делят бога», «Беженец», «Дружба народов» и т.д. Но жизнь не ограничивается социальными проблемами, в ней много личного, интимного. И здесь Валюс ярко и своеобразно воплощает собственные фантазии: «Женщина как река», «Золотая летучая рыбка», «Поэт у моря», «Кипение мысли», «Рай на двоих», «За морем житье не худо», «Высоковольтная взаимность», «Свет в конце туннеля», «Небеса обетованные». Последнее время художник увлечен компьютерной графикой. Современные технологии позволяют экспериментировать с цветом, монтировать в единый видеоряд самые разнородные изображения, увлеченно фантазировать и создавать собственную зримую сферу обитания. Эти возможности позволили совместить в одном произведении работы отца и сына. Валерий берет за основу графику Петра Валюса и придумывает к ней свой цветовой фон, различный по тональности, по настроению. Получается своеобразный виртуальный перекресток поколений.
Хотя Петр Валюс и хотел, чтобы сын стал художником, но писать картины Валерий начал только в 1986 году в эмиграции в Германии, где прожил 13 лет. Уже с горбачевской разрядкой вернулся в Россию. На счету художника около 100 персональных и групповых выставок. Он является членом Художественного фонда в Москве и членом Союза художников Баварии. Его картины находятся в галереях и частных коллекциях в России, Германии, США, Канады, Израиля, Англии, Голландии, Дании, Швейцарии, Норвегии и в музее г.Богородицк.