e-mail: v-p-valius@narod.ru
"Наш Изограф", май 2003 г.
Государственный выставочный зал "На Каширке"
«МЫ ВМЕСТЕ»
Живопись, графика, фотография
Валерий Валюс о выставке «Мы вместе».
У отца не было возможности сказать: «Мы вместе». Когда он был жив, я не был
художником. Такая вот у меня привилегия — говорю: «Мы вместе». Причем я имею
ввиду и то, что мы оба выставлены «На Каширке», и общность позиций в отношении
функций искусства в жизни, что совсем не очевидно, поскольку таковых функций
очень много и очень разных, а также имею ввиду некоторых посетителей, которым
наши картины не чужды. Разумеется «мы вместе» также потому, что я «украл» у отца
все живописные приемы, которые только сумел (увы, удалось далеко не все),
впрочем я это сделал по отношению к самой разной живописи, начиная где-то с
наскальных рисунков и далее по времени вплоть до впечатлений сегодняшнего дня.
Картины такие открытые — бери у них что хочешь, что можешь.
Конечно, отцу хотелось, чтобы я был художником, и он в детстве пытался уговорить
меня ходить в студии и таскал по музеям. Картины смотреть я любил, а вот студии
никак. Я с детства усвоил, что ничего более скучного, чем занятия живописью нет.
А сейчас для меня нет ничего более интересного. Разумеется это не потому, что я
в детстве не любил писать горшки, цветы и т.п., а сейчас вдруг полюбил. Много
воды утекло. И отец сбылся как совсем другой художник, чем он был в ту пору,
когда пытался меня учить. Да и мое творчество началось отнюдь не с реализма.
Оно началось с фотографирования видений. На выставке представлено несколько
десятков таких фотографий, объединенных в пару коллажей, для удобства. А потом
по фотографиям я писал картины. Думаю, этому не обучают в студиях, а также в
высших учебных заведениях. Скорее, за это из них выгоняют. Сейчас я обхожусь без
фотографий, но это вопрос технический, в принципе не важно, где вы встретили
видение — в объективе фотоаппарата или в другом месте, например, прямо на холсте
во время работы.
Как этому научиться? Ну, для
начала, надо сойти с ума. Ах, Вам уже расхотелось? Как знаете. Является ли мое
творчество безумием? Обходя стороной психиатров, которые единственные имеют
право припечатать человека таким диагнозом, я бы сказал «и да, и нет». Т.е. чем
больше безумия, тем меньше творчества. И чем больше творчества, тем меньше
безумия, но только при условии, что безумие где-то рядом.
Примерно так же обстоит дело с умом и эмоциями: рассудок
убивает чувство, чувство затмевает рассудок, но кому нужны рассудок без чувств,
и чувства без мозгов?
Активно моя жизнь стала
соотносится с искусством вовсе не с началом собственного творчества, а задолго
до этого. После смерти отца в 1971 году я начал участвовать в показе его работ
зрителям, давал к картинам какие-то пояснения. Сначала это было в подвале его
мастерской, которую затем отобрали, потом я и сам организовывал его выставки.
Пусть это иногда не поднималось выше, чем: «Здравствуйте, пальто можно повесить
здесь, проходите в комнату, пожалуйста», — но я делал это с отдачей и ощущением
«если не я, то кто же?» И за это время я твердо усвоил, что картины пишутся для
зрителей, для ума и сердца, чтобы зритель увидел их, и они бы запали ему в душу.
В общем-то, для того, для чего мы привыкли ходить в музеи. Я узнал, что картины
не умеют, да и не должны изгибаться на манер «Чего желаете?». Они уже были
написаны, художник умер, менять нечего. И сейчас, будучи работающим художником,
я стараюсь придерживаться того же принципа. Да, в общем-то, это в традициях
русского, да и не только русского искусства. Вспомните Перова, Федотова,
Верещагина, передвижников, в конце концов. Они писали проблемы. И стояли на
своем.
Разумеется, и мой отец, и я далеки от
реализма. Но со времени передвижников в живописи совершено много открытий и
прорывов и оказалось, что показывать проблемы и идеи сподручнее не обращаясь к
реализму. Получается эффективнее, выразительней, динамичней. Но это все равно
смысловое искусство, ориентированное вовне.