Никита Кникта

 

Москва / Мюнхен

1979 Москва - 2019 Мюнхен

художник

 

Сын русского художника-нонконформиста Владимира Курдюкова из Москвы Никита Кникта вскоре после рождения заболел церебральным параличом. После развода отец интенсивно занимался физической подготовкой и поддержкой Никиты. С помощью специального метода, основанного на рисовании и ежедневных напряженных упражнениях, он помог сыну преодолеть болезнь. Для ограниченного в движениях Никиты, с юности всегда были важны музыка и книги. С раннего детства он был в восторге от евангелий и классических героических романов, таких как Дон Кихот Мигеля де Сервантеса и Мушкетеры Александр Дюма. Когда он наконец в возрасте девяти лет сумел держать карандаш и кисть, он начал писать масляными красками. Уже в десять лет, при постоянном обучении у отца, он начал участвовать в первых выставках. Однако Никите было отказано в обучении искусству в государственном художественном колледже в России. Традиционный, жесткий учебный канон - от вступительного экзамена до выпускной работы - был слишком утомительным для молодого художника. Через мюнхенского художника Андреаса фон Шлиппе, который приезжал в Россию для театральной постановки, Никита связался с профессором Зауэрбрухом из Академии художеств в Мюнхене. Тот сразу же убедился в художественном таланте молодого художника и пообещал ему место для учебы в Мюнхене, при условии, что он сможет жить и работать без посторонней помощи и будет готов изучить немецкий язык. Никита за короткое время с этим справился, и в результате учился с 1999 по 2005 год в Мюнхене у профессора Джерри Зенюка. Они интенсивное обсуждали воздействие и восприятие  цвета, и это четко сформировало художественное развитие Никиты. В 2003 году он был признан лучшим студентом года.

В течение многих лет Никита, взявший псевдоним Кникта по фамилии Курдюков и по имени Никита, ездил между Мюнхеном и Москвой как свободный художник.

С 1990-х годов Кникта участвует в многочисленных выставках в Мюнхене, а также в других городах Германии, России и США. Он был членом Союза свободных мюнхенских и немецких художников (FMDK), Профессионального Союза художников Баварии (BBK) и Московского союза художников. 

♦ ♦ ♦

Владимир и Никита Курдюковы, 1993

«Каждый свободен, и это хорошо!» 1 Чеканная формулировка художников-нонконформистов предыдущих поколений была в полной мере воспринята  Никитой Кникта , он считал свободу в искусстве величайшим благом, причем как для художника, так и для зрителя. Своими работами он обращался не к специализированному знатоку искусства, скорее хотел охватить широкую аудиторию, которая встретит его картины без предвзятостей »Мое искусство не закодировано и не зашифровано, я обращаюсь к каждому зрителю и даю ему полную свободу. Я никого не принуждаю к размышлениям и не пытаюсь навязать свое мнение. «Свои темы он брал из жизни, из отношений между людьми, они касаются любви, религии  и размышлений о самом себе. « Я занимаюсь темами, которые меня волнуют, которые помогают мне понять себя, с темами, которые, я полагаю, близки и знакомы многим». 2  Не мудрствуя лукаво, художник очень открыто и прямо передает свои субъективные чувства зрителю. Он переводит духовное содержание в композицию, которая вдумчива, лаконична и, следовательно, хорошо запоминается. Даже если работа близка к абстракции, Никита всегда сохранял ссылку на образы, они служит носителем основной мысли и создают значимые связи.

Никита формулировал свои мысли и настроения на необычайно выразительном визуальном языке, иногда он добавлял короткие значимые надписи к своим картинам. В художественной реализации он сконцентрировался на нескольких основных формах выражения, таких как точная композиция, жестовый стиль живописи, выразительный цвет и непосредственность. Он сочетал элементы стиля рисования старого мастера, которому очень рано обучил его отец, с жестоким стилем кисти и выразительным цветом. Дикие линии и динамичные цветные следы, которые объединяются на холсте, чтобы сформировать фантастические, стремительные, иногда причудливо искаженные фигуры - птиц, людей, ангелов - играют немаловажную роль, поскольку они позволяют ощутить непосредственность картины. Цвет берет на себя основную функцию передачи настроения - он обозначает бедствие или страдание, или ярко сияет надеждой, счастьем и любовью. Таким образом, эмоции художника становятся непосредственно ощутимыми для зрителя и приглашают его разобраться со своими чувствами. Даже если предписанная -измами оценка не отдает должное работам Кникты, он со своим диким, образным, энергичным стилем живописи наиболее близок к неоэкспрессионизму и молодым дикарям.

«Прежде всего, я адресую свои художественные работы простому зрителю, а не узкому кругу художников и искусствоведов. Я предпочитаю такие темы, как любовь и отношения между мужчиной и женщиной, красоту природы и человеческого тела, религию и фигуру Христа как символ свободы человеческого духа. Для меня любовь - самое важное и сильное чувство, которое придает смысл жизни. «

Один из любимых повторяющихся мотивов Никиты - неутомимый боевой герой Дон Кихот, символ искателя, сыгравшего центральную роль в творчестве его отца Владимира Курдюкова. Для отца фигура никогда не сдающегося рыцаря была метафорой революционной, часто трудной борьбы против тоталитарных систем и постоянного поиска потерянных идеалов, для Никиты он символизировал непоколебимую веру в свой собственный путь, во внутреннюю свободу и уникальность каждого человека.

В связи с этим можно предположить, что: »Никита, вероятно, сам немного Дон Кихот, которого он увековечил во многих своих картинах, часто не намного явственней чем фигура, набросанная большими, изменчивыми, толстыми линиями, которая проявлялась только через положенные ниже цвета - розовый, голубовато-голубой, экономичный желтый – фигуру, которая борется с противником, который на самом деле не является врагом. [...] Никита, который долгое время боролся со своими личными лопастями мельницы «.3

 

1 Никита Кникта: Публикуемый каталог. Без года

2 www.knikta.de (доступно 15 ноября 2019 г.)

3 Александра Лейтнер, SZ 27 августа 2003 г. В: www.knikta.de

Человек, 2002

Дон Кихот в Париже, 2009

Мир и дружба навсегда

Ангел на Земле, 2007

Человек-птица, 2005

Автопортрет, 2003

 

Чудо с рыбой,2000