Иван Оласюк

 

Санкт-Петербург

1961 года рождения Курин / Волынь, художник из Украины

 

Оласюк, старший сын семьи с семью детьми, родился в маленькой деревне и начал свое художественное образование на Украине в художественной школе в Луцке. Продолжил учебу на факультете живописи и графики в Политехническом университете в Одессе. Утомленный социалистическим реализмом, он уехал в Ленинград в возрасте 20 лет, который в то время превратился в центр неофициальной и антисоветской культуры. Там он сначала поступил в Художественно-промышленный университет (сегодня - Государственная академия искусства и дизайна им. Штиглица в Санкт-Петербурге), некоторое время служил в армии и работал, помимо прочего, в качестве смотрителя и ночного сторожа на различных промышленных предприятиях. В Ленинграде Оласюк стал членом подпольной группы «Свободная культура» и познакомился с художниками из круга нонконформиста Александра Арефьева, который умер в 1978 году 1. В 1990 году он вместе с друзьями-художниками потянулся за Роланом Шаламберидзе на Пушкинскую 10, независимый неправительственный художественный центр со студиями художников, регулярными выставками и чтениями. Оживленный центр, расположенный в неприметном внутреннем дворе, также свидетельствует о развитии неофициальной культуры и до сих пор является синонимом сопротивления государственной власти 2. С тех пор Оласюк жил и работал в этом альтернативном коллективе художников, его мастерская обставлена ​​спартанской мебелью: мольберт, холсты, краски, рисунки, кровать и книжный шкаф с книгами по искусству и философии. На первом этаже находится Музей нонконформистского искусства, важное собрание работ современных российских художников, в котором также хранятся работы Оласюка.

Для Ивана Оласюка художественная независимость, открытый обмен мнениями и общение являются наиболее важными аспектами его жизни и работы. »Лично для меня Пушкинская - это среда, которая дает мне возможность не только работать, но и среду, которая позволяет мне учиться чему-то элементарному и очень важному. [...] Самая важная функция - сохранять и даже создавать атмосферу, стимулирующую общение. Мне нравятся свобода и возможности, которые мне дает Пушкинская, пока есть возможность ими пользоваться».3  В стране, где официальное художественное движение диктовалось государством на протяжении многих десятилетий, а свободы подавлялись повсеместным цензурным аппаратом, это позиция фундаментальной важности. Оласюк принимал участие в многочисленных персональных и групповых выставках в России, Германии, Италии и США. Его работы находятся в государственных и частных коллекциях России, Европы и США.

 

♦ ♦ ♦

»На мой взгляд, выставиться – это сказать слово. Важное слово, связанное с конкретной ситуацией [...]. Сейчас я понимаю, что занимаюсь не живописью, не искусством, не какой-то профессией, если это можно назвать профессией - это освещение».

В своей работе Оласюк развивает уникальный визуальный язык из уменьшенных каллиграфических символов. С помощью быстрых, демонстративных мазков он размещает повторяющиеся варианты направляющей формы на поверхности изображения, они как будто случайно сгруппированы, выстроены, сдвинуты. Результатом является слабо упорядоченный хаос, который, несмотря на все абстрактность, не кажется бессмысленным, а напоминает последовательный визуальный результат философского мыслительного процесса. «Художник - это свет, который освещает конкретную тему с одной точки зрения или со всех сторон». 4 Понимание искусства как философского и интеллектуального процесса, который без идеологических воздействий постоянно ставит под сомнение реальность, было одной из основных позиций нонконформистского подхода художника.

 

Зритель невольно ищет разборчивое утверждение, внутренний контекст в непрерывном, ритмичном движении линий, точек и петель. Даже если кажется, что структуры, свободно плавающие на поверхности, бесконечно продолжаются по краю изображения и что изображение является произвольным участком большего целого, все еще существует определенные рамки, в которых каждый элемент имеет свое фиксированное место. Небольшая черно-белая графика, в частности, показывает отголоски японского искусства каллиграфии. Однако работы Оласюка »не случайны, и то, что кажется само собой разумеющимся, является результатом долгой, вдумчивой работы. Работы ожидают, что зритель (и собеседник) будет внимательным, чувствительным и иногда молчаливым, что необходимо для того, чтобы уловить нюансы и вибрации живописного шума нашего времени. «5 Со временем знаки приобретают конкретные формы, в абстрактной структуре появляются объективность и пространственность. Например, из своих инициалов I и O Иван Оласюк разработал абстрактный круг с чертой, вокруг которых образовались дикие летающие насекомые, чьи галочки вызывали ассоциации с ростками овощей, прорастающими из земли. В картинах маслом формальное несовершенство мелкомасштабного рисунка поверхности контрастирует с многослойной техникой дизайна на широкоформатных полотнах. Оласюк считает, что картина должна пройти несколько метаморфоз и что творческий процесс создания должен быть испытан на холсте. В процессе создания работа меняется несколько раз с точки зрения формы и цвета, даже в технике нанесения краски. Иногда Оласюк добавляет в масляную краску органические вещества, такие как молотый кофе или яичная скорлупа. Повторная обработка окрашенных участков и частичное разрушение слоев краски в конечном итоге создает впечатление естественной патины, которая иногда дает картинам архаическую ауру.

Своей художественной позицией, в которой предшествующий мыслительный процесс важнее, чем результат на холсте, спонтанный стиль рисования и свободное использование нерепрезентативных, органических форм, Оласюк демонстрирует контакт с художниками абстрактного экспрессионизма и информализма. Его медитативно успокаивающие и в то же время волнующие движения напоминают Марка Тоби (1890-1976), который стал предшественником абстрактного экспрессионизма своими работами, вдохновленными дальневосточной каллиграфией.

 

 

1. Александр Арефьев, 1931 года рождения, основал в конце 1950-х годов в Ленинграде, группу художников-нонконформистов, названную его именем, эмигрировал из Советского Союза в 1977 году и умер в Париже в 1978 году.

2. Коллектив художников, созданный в 1989 году, занимал пустующие здания, а сегодня является уважаемым институтом нонконформистской культуры, в котором живут и работают художники и музыканты.

3. https://p-10.ru/persons/olasiuk-ivan/: Интервью с Иваном Оласюком, 2007 (доступ 18 ноября 2019 г.)

4. Там же.

5. Иван Оласюк. Маркеры / Иван Оласюк. Закладки, выставка в «Музее нонконформистского искусства», Санкт-Петербург 2016. www.nonmuseum.ru (открыт 23 октября 2019 г.)

Иван Оласюк с Люсинэ Брайтшайдель,  Санкт-Петербург, 2011

Без названия, 2009

Без названия, 2009

Без названия, 1993

Без названия, 2006

  

 

  

 

  

 

  

 

  

Без названия (серия графики), 1993