Газета «Советский физик», 1968 год №11(15)
Рецензия
На иллюстрации: «Ника»
В.Николаева
Страстный мир
В клубе нашего Института в этом месяце открывается выставка живописи и графики художника Пeтpa Адамовича Валюса.
Художник П. Валюс родился в Москве в 1912 году. По образованию — инженер-конструктор. С ранней юности занимался живописью, но художником-профессионалом стал только в 1948 году.
С 1954| года — член Союза художников СССР. Как книжный график работает ряд лет в издательствах «Советский писатель», «Художественная литература», «Иностранная литература» и др. Участник многих выставок московских художников книги.
Станковая графика и живопись художника экспонировались на выставках советского искусства за рубежом.
У нас будут выставлены картины П. Валюса, созданные им за последние годы, и лишь незначительная часть экспозиции отведена более раннему периоду, когда художник тяготел к импрессионизму и орнаментальности.
Последние 10 лет в творчестве художника ознаменованы все более решительным отходом от иллюзорного отображения действительности. Он приходит к убеждению, что внешнее изображение мира далеко неполно выражает сущность предметов или явлений. Стремясь к тому, чтобы взволновать и заразить своими чувствами зрителя, он ищет средства наибольшей выразительности. Художник считает, что чувства, страсти, размышления часто меняют наше восприятие мира. В разном состоянии мы по-разному видим цвет и форму, меняется ощущение пространства, нарушается линейная и воздушная перспектива, меняется ощущение фактуры, размера и веса предмета, исчезают или выявляются детали. Например, одни и те же цветы представляются нам разными в зависимости от того, сорвали ли мы их, чтобы подарить любимой женщине или положить в гроб друга. Мы даже вспоминаем их по-разному...
Использование всего этого в творчестве (и еще многого другого, в частности привлечение условного цвета собственной, только ему присущей эмоциональной палитры) помогает художнику создавать более выразительные произведения и с большей эмоциональной силой воздействовать на зрителя.
Представленные на выставке картины из антифашистской серии - такие как «Ника атомной войны», «Десятый круг», «Москва, 1941 год», «Инквизиция» — ясно показывают гражданскую направленность художника.
В других картинах — «Материнство», «Лета — река забвения, река смерти», «Горе» — художник по-своему решает извечные философские вопросы.
Любовью к родной земле, к родному искусству отмечены работы суздальского цикла: «Тишина», «Вечер», являющиеся как бы откликом современного художника на искусство древних мастеров.
Натюрморты художника отмечены страстной напряженностью цвета, жизнерадостностью. Простые сюжеты — цветы или пейзажи — дают ему возможность раскрыть сложность и многообразие нашего «прекрасного и яростного мира».
Мы уверены, что выставка П. А. Валюса вызовет большой интерес.
Подпись под иллюстрацией:
Эллада оставила немало легенд о своих богах и героях. Её скульпторы дали нам их изваяния в мраморе. Среди них была Ника — богиня Победы. Её скульптура — высокая женщина с сильной, гибкой фигурой и мощными крыльями. Вся она — воплощение несокрушимости.
Но современный человек, современный художник несравненно богаче опытом, чем его древний собрат. Поэтому он переосмысливает старые легенды. Война — не только победа. Война — это смерть, разрушение, хаос.
Об этом думал художник П. Валюс, создавая свою картину «Ника атомной войны». Она полна глубокими раздумьями и тревогой. Она призывает к бдительности.