Александр Осипов

TOTUR

 

Казахстан

Родился в 1959 году в Хабаровске/ Приморье

художник, график, скульптор.

 

Александр Осипов родился на крайнем юго-востоке Советского Союза и переехал в двухлетнем возрасте вместе со своей семьей в Республику Казахстан на Каспийском море, которая стала независимой с 1991 года.1 С 1976 года он учился сначала в художественной школе им. Гоголя в Алма-Ате (с 1993 года в Алматы), затем там же в Национальной Академии Художеств им. Т.К. Жургенева. Вместе со своей женой, фотографом, художником и писателем Рашидой Осиповой, Осипов живет и работает в качестве внештатного художника в Алматы, культурном центре Казахстана. Его сценическое имя TOTUR относится к Теодору, имени его отца, а также к имени кавказского охотничьего божества дохристианских времен. Осипов часто подписывает свои картины - но не на русском языке, а персонажами из саморазвитого алфавита. В возрасте 11 лет Осипов едва избежал смерти, упав с крыши, и это событие сформировало его понимание существования высшей божественной силы. «Я осознал, что есть сила, размеры и намерения которой не сразу понятны, а только благодаря анализу и творческому рассмотрению».

Осипов принимал участие в многочисленных персональных и групповых выставках и проектах в США, Германии, Китае, России, Казахстане и Турции. Его работы находятся в Государственном музее искусств им. Кастеева в Алматы и в частных коллекциях. В 2017 году он получил золотую медаль от Союза художников Казахстана за свою художественную работу.

«Путь в художники был предопределен. Дальше был поиск учителей, учеба и опять учеба.  Поиск себя, своей техники, стиля.  И дни, заполненные работой, без скидки на выходные и праздники».
 

Темы картин Александра Осипова показывают интенсивную озабоченность собственной культурной идентичностью, а также коллективным бессознательным человеческой психики. Его работе предшествуют тщательно продуманные соображения и анализы, с помощью которых он пытается постичь невидимые явления, стоящие за объективным миром, «не только глазами, но прежде всего душой». При таком подходе Осипов явно находится в традициях русского авангарда и нонконформистов, для которых расширение чувственного и интеллектуального опыта было важной предпосылкой, чтобы иметь возможность исследовать структурные процессы в репрезентативном мире и понимать их по-новому. Результатом являются картины, которые на первый взгляд выглядят как храмовые витражные окна или драгоценные мозаики, состоящие из множества переливающихся цветовых участков. Глаз зрителя, подобно просмотру через калейдоскоп, стремится захватывать объекты во вложенных внутренних и перекрывающихся полихромных цветовых ячейках и сопоставлять детали друг с другом.

Несмотря на сдвоенные глаза, рты и руки, его фигуры не распадаются на отдельные части, а объединяются плотной цветовой палитрой оттенков красного, коричневого и синего и выглядят как многослойное пульсирующее целое. Прекрасные оттенки и переходы придают им подвижность. Чрезвычайно продуманный стиль живописи часто позволяет художнику месяцами или годами работать над произведением, пока каждая мелочь не будет идеально проработана, что пробуждают ассоциации с художественной традицией русской иконописи. Только когда нельзя больше добавить или удалить мазок, он считает работу полностью законченной и завершенной.

 

Похищение Европы, 2001

Способ работы Осипова, аналитическое разложение вещей на чистые формы и цвета, полифоническое соединение отдельных элементов в единое целое и дотошная проработка каждой детали относятся к школе Павла Филонова (1882–1941), одного из ведущих художников русского авангарда и основателя Мастерской аналитического искусства. В своих манифестоподобных текстах Филонов подчеркивает, среди прочего, что самое ценное в живописи - это усердная работа, «исполнение». «Если ты усердно работаешь над картиной и на каждой стадии, каждый мазок кисти и каждый сантиметр этого изображения тщательно проработаешь[...], то ты невольно с первых шагов, с первого взгляда вложишь в картину самое достойное, на что ты способен ». 2 «Глаз »обычного человека воспринимает только цвет и форму объектов; только интуитивный« знающий глаз »художника открывает целый мир невидимых свойств и процессов. 3 Работа не должна вопреки всем академическим правилам разрабатываться от большого, от черновика к отдельным деталям. Художник должен использовать самую маленькую кисть, чтобы заканчивать в максимально возможной степени одну деталь за другой. Синтез отдельных частей тогда создает «настоящую целостность».

 

Разложением образного мотива на отдельные геометрические сегменты и объединением в сложные фигуры Осипов демонстрирует дальнейшие точки соприкосновения с основными представителями русского авангарда, особенно с кубофутуристами Любовью Поповой (1889–1924) и Натальей Гончаровой (1881–1962). Парящая надо всем Рита - почти иконописное восхваление его жены Рашиды (краткая форма - Рита) - вдохновлена ​​невесомыми летающими любовными парами выросшего в России Марка Шагала (1887-1985, Над городом, 1918, прогулка, 1917/18).

 

Осипов демонстрирует картину хрупкого, разрушенного мира изображая дикую ораву, пьянствующую в безнадежно перегруженной хрупкой лодке. Открытые рты, искривленные конечности и закатанные глаза усиливают впечатление. Остается неясным, доберутся ли бесшабашные пьяницы до места назначения или погибнут в опасном океане. Притча умного рыбака напоминает анекдот Генриха Белля о снижении трудовой этики, который он написал для передачи Norddeutscher Rundfunk в День труда 1 мая 1963 года. Подобно братьям Гримм в сказке о рыбаке и его жене, он боролся с жаждой все большего обладания спокойствием рыбака, который, в конечном счете, все счастливее и счастливее с его умеренной рабочей нагрузкой.

 

В своей бронзовой скульптуре Осипов интерпретирует греческую сагу о похищении Европы совершенно особым философским образом: мощный бык, представленный лишь несколькими линиями, как воплощение греческого бога Зевса, забирает свою любимую Европу, воплощение человеческой чувственности, и бережно увозит ее. Отношения между двумя существами кажутся двойственными. Еще неизвестно, контролирует ли человечество поведение божеств, или божества ведут человека через безграничные просторы вселенной - или обе фигуры символизируют взаимосвязанные отношения между восточной и западной культурой?

 

 

1. Биографические сведения и цитаты: Ольга Зорина: Занятой и идеальный Осипов. В кн .: Московский комсомолец Казахстан, 30 октября. 2019 (доступ по адресу mk-kz.kz 5 декабря 2019 года); World Discovery Kazakhstan, выпуск 1 (46), май 2014 г., стр. 52-60; http://totur-ucoz.kz

2, Юрген Хартен / Евгения Петрова (ред.): Филонов и его школа. Каталог выставки Kunsthalle Düsseldorf. Кельн 1990

3. Там же, стр. 95

Рита над городом, 2009

Притча о рыбаке, 2010

А корабль плывет (обратная сторона), 2010

А корабль плывет, 2010