Список статей |
МСМ галерея «Дом Васильчиковых», 3-я персональная, май-июнь 1996
"Мельница стилей" - характерная черта современного изобразительного искусства, в частности живописи. Ее полижанровость, постоянный поиск новых выразительных средств, особенно на стыке с другими видами искусства, стали чуть ли не правилом для художников 70х-80х. Поставангард 90х добавил к чисто формальной стороне углубленное прочтение ранее накопленного стилевого опыта с открытым цитированием "на свой лад" тех или иных измов, с превращением цитаты в самостоятельное целое со своим ассоциативным рядом. С успехом переболев концептуализмом, художники вновь обратились к живописи в традиционном понимании, позаимствовав, однако, у последнего стремление к синтезу искусств.
Излишне говорить, что живопись Михаила Борисова вполне отвечает этим нормам. Работа в театре художником-постановщиком, наложившаяся на образования реставратора-монументалиста и историка придали его творчеству особый колорит. Декоративное отношение к цвету, иногда намеренная мизансценичность его композиций, попытка синтеза порой несовместимых стилей, приводящая к внутреннему конфликту и напряжению, - все эти черты характеризуют живопись, рассчитанную на зрителя-интеллектуала, способного к диалогу с художником, возможно к спору, но не к пассивному созерцанию,
По сути своей любое истинное искусство, в т.ч. и живопись, строятся на конфликте, на неадекватном применении эстетических норм, на сознательном их нарушении. И если историческая наука накапливает, изучает и в конечном итоге создает некоторые информационные константы, то, построенное на конфликте и отрицании, произведение искусства идет по пути нарушения и опровержения устоявшихся информационных нормативов, разрушает прошлый опыт восприятия. История идет по пути выявления и фиксации парадоксов; художник сам творит эти парадоксы, превращая внутреннюю конфликтность во внешнюю гармонию.
На этой же основе существует и театр - прямое отражение нашей жизни. И здесь важно, по какую сторону рампы находится каждый из нас. Путь художника - это всегда путь сцены, где в огнях рампы видна любая фальшь, непрофессионализм и напыщенность оперной вампуки.
Сегодняшняя выставка подобно огням рампы высвечивает творчество одного художника - Михаила Борисова. То, насколько оно искренно - решать зрителям.
Администрация