Начало

Список статей

 

 

Российские вести. Четверг, 29 мая 1996 г.

Михаил БОРИСОВ.

 

Реставраторы нуждаются в реставрации

 

В ноябрьские дни 1917 года, когда большевики варварски обстреливали тяжелой артиллерией Кремль, директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь выступил с инициативой создания Комитета охраны памятников и художественных сокровищ. Образованная при комитете комиссия по сохранению и раскрытию памятников живописи взяла под опеку кремлевские шедевры, многие из которых нуждались в срочной реставрации. Однако созданные Грабарем мастерские просуществовали недолго. В 1928 году Кремль закрылся как музейное учреждение, и лишь в 1960-м реставрационные мастерские были восстановлены.

Сознание собственной необходимости - вот, пожалуй, основное чувство, позволявшее кремлевским реставраторам делать свое дело в любых условиях, и в годы гонения на Церковь, и в нынешнее экономически сложное время. Зарплата музейного реставратора всегда была более чем скромна. Единственное, что «грело», по словам заведующей Отделом научной реставрации А.И.Яковлевой,- это те уникальные памятники, с которыми приходится ежедневно соприкасаться.

Только что отреставрирован большой алтарный образ Богоматери Новоникитской, работы Симона Ушакова. Эта икона долго хранилась в одной из кремлевских церквей под окладом, и никто не догадывался о ее принадлежности руке мастера, пока не была удалена потемневшая олифа, и реставраторы обнаружили его подпись. В скором времени икона будет выставлена в Третьяковской галерее на выставке Симона Ушакова. Кстати, выставки, и особенно выездные,- один из способов выживания кремлевских музеев и их мастерских. Так, «Сокровища Московского Кремля» объездили почти весь мир, принося нашему государству большие доходы и приобретя известность не меньшую, чем русский балет. В июне очередная такая выставка откроется в Антверпене, а в конце мая кремлевские сокровища смогут увидеть москвичи на выставке «Екатерина Великая и Москва» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Многие иконы Кремлевского собрания, столь активно выставляющиеся за рубежом, имеют не только музейное, но и литургическое значение. Вопрос передачи Церкви ее имущества, в том числе икон из музейных собраний, являющихся православными святынями, был наиболее болезненным на заре перестройки во взаимоотношениях государства и Церкви. Урегулировать его помогли все те же реставраторы и музейные работники. Давняя традиция снятия списков с наиболее чтимых икон сейчас возрождается вновь, и реставраторы всячески помогают Церкви в этом деле, предоставляя иконописцам все реставрационные и исследовательские материалы. Недавно Патриархия обратилась к музею с просьбой разрешить список с замечательной иконы «Преображение» круга Дионисия. Реставраторы и копиисты работали бок о бок, исследуя и воссоздавая этот шедевр XVI в. Скоро новая икона займет свое место в нижней церкви храма Христа Спасителя.

Рассказ о кремлевских реставраторах можно было закончить этой, почти идиллической, картиной, если бы за ней не просматривалась другая, куда более прозаическая. По словам Анны Игоревны Яковлевой, на  самом деле отрасль пребывает в кризисном состоянии. Как известно, все крупные музеи и реставрационные институты находятся в подчинении Министерства культуры России, которое уже второй год не выделяет средств на финансирование целевых программ по реставрации. Такое некогда крупное объединение, как «Росреставрация», потеряв госзаказ, существует случайными мелкими заказами от музеев и Патриархии. С ноября полностью прекратилось финансирование Института реставрации, Института истории искусств, Центра И.Э.Грабаря, реставрационных мастерских практически всех музеев, подчиненных Минкульту. Кремлевские музеи еще как-то сводят концы с концами за счет посетителей и выставок, а реставрационные институты не имеют такой возможности. В еще более тяжелом положении оказались провинциальные музеи. Народ прекратил ездить даже в музеи «Золотого кольца» - дорого, вот и иссяк основной источник доходов. Музеи являются хроническими должниками городских коммунальных служб, но государство не заботят такие мелочи. Провинциальные музеи всегда были центрами, объединявшими вокруг себя местную интеллигенцию. Они являлись основой русской провинциальной культуры. Сегодня жизнь здесь еле теплится, поддерживаемая энтузиазмом отдельных сотрудников. Утрата этих центров культуры может привести к последствиям, сравнимым разве что с бомбардировкой Кремля в ноябре 1917 года.