Züddeutsche Zeitung, №2, январь 2020.

Подпись к картинке

 

Как движение, противоположное социалистическому реализму, предписанному государством, в Советском Союзе в 50-у годы возник нонконформизм. Представление о нем может дать картина «Беженцы» (2015) московского художника Валерия Валюса из собрания Брайтшайдель  в музее Фюрстенфельдбрук.

 

Неизвестные антигерои.

 

Выставка коллекционера Люсинэ Брайтшайдель показывает замечательные картины из ее коллекции:  в музее Фюрстенфельбрук можно увидеть работы современных русских художников нонконформистов.

 

С 1934 в Советском союзе действовали строгие правила для произведений в сферах литературы, изобразительного искусства и музыки – социалистический реализм. ЦК КПСС объявило его единственно верным и признанным направлением культуры, призванным прославлять героев строительства советского общества. Многим художникам пришлось бороться за то, чтобы не преклоняться перед государственными вкусами, их исключали из Союза художников СССР и лишали государственной поддержки.

На выставке «Нонконформизм - русское искусство из собрания Брайтшайдель» с 17 января будут показаны 70 работ восьми художников и одной художницы, чтобы дать представление об этом мало известном направлении русской культурной жизни.

Рожденные между 1939 и1979 они продолжают традицию,  которая сформировалась в тогдашнем Советском союзе как противостояние предписанному социалистическому реализму. Некоторые из них уехали на Запад в 70-е годы и остались там, кто-то после 1990 вернулся на родину, другие никогда не оставляли свою страну. Их работы перекликаются с русским и европейским авангардом и позволяют бросить заинтересованный взгляд на новое развитие русского искусства вне официальных рамок. Помимо критического описания общественной жизни там присутствуют также глубокие размышления о самих себе.

В основном представлены работы из собрания Люсинэ Брайтшайдель. Она родилась в 1973 году в Армении, сейчас живет в Фюрстенфельдбруке, хорошо знакома со всеми выставленными художниками и активно работает в сфере культурного обмена между Востоком и Западом. Дочь художника и врача, она рано познакомилась с профессией коллекционера.

Решающей для нее была встреча с советским художником нонконформистом Владимиром Курдюковым и его сыном Никитой Кникта, чьими работами она могла восхищаться в их мюнхенской мастерской.  Кникта был болен ДЦП, однако его поддерживал отец при помощи собственной методики, основанной на рисовании. В 1999 он приехал в Мюнхен для обучения в Академии художеств, однако внезапно скончался в начале декабря прошлого года. Картины отца и сына Курдюковых составляют центральную часть экспозиции.

 

Анна-Лена Райт

 

Нонконформизм – русское искусство из собрания Брайтшайдель с пятницы 17 января по субботу 19 апреля, музей Фюрстенфельдбрук, Фюрстенфельд 6, тел.08143/611313