Статья обо мне из каталога выставки в Фюрстенфельдбруке «Нонконформизм – русское искусство из собрания Брайтшайдель».

Авторы: Верена Бьюкамп М.А., Др. Люсинэ Брайтшайдель, Др. Барбара Кинг, Анжелика Мундорф М.А.

Редакторы: Верена Бьюкамп М.А., Др. Барбара Кинг, Анжелика Мундорф М.А.

2020
ISBN: 978-3-9821516-0-1 

 

 

 

 

Валерий Валюс

 

Москва

Родился в 1939 году в Москве

Художник, фотограф, компьютерный график

 

Валерий Валюс родился в Москве в 1939 году в семье неофициального художника Петра Валюса и писательницы Анны Вальцевой.1 Отец, который после 35 лет окончательно отказался от профессии инженера и связанного с этим материального обеспечения ради неустойчивой жизни неофициального художника, рано пытался заинтересовать сына занятиями живописью. Однако Валерий изначально решил изучать естественные науки в Московском университете и получил кандидатскую степень по геофизике. Только после смерти отца в 1971 году и тщательного изучения его работ, помимо прочих занятий, включая программирование, Валюс стал относиться к живописи не просто как зритель. Он участвовал в организации частной выставки и художественных встреч в маленькой московской подвальной студии, которую отец получил незадолго до своей смерти. Валюс эмигрировал в Германию в 1977 году, чтобы избежать жестких рамок и идеологических ограничений тоталитарного режима. С 1986 года жил и работал в Мюнхене в качестве внештатного художника. Он выставлял свои работы и работы отца нетрадиционным способом - в парке, на деревьях, на снегу, на тротуарах рядом с дорожным движением или в подвалах, квартирах и прочих местах, в общем-то не предназначенных для экспозиции картин. Поскольку картины отца, в значительной степени игнорируемые официальными учреждениями культуры, находились под угрозой конфискации или уничтожения, Валюс взял их с собой на Запад, чтобы иметь возможность представить их публике. После того, как реформы Горбачева в конце 1980-х годов ввели свободу слова и открыли страну Западу, Валюс вернулся в Москву в 1991 году с картинами своего отца. Он до сих пор организует многочисленные выставки и несколько лет активно занимается компьютерной графикой и видеоартом.

Валюс является членом Профессионального союза художников Баварии Landesverband Bayern e.V. (BBK) и Московского Художественного Фонда. Его работы находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, США, Канады, Израиля, Англии, Голландии, Швейцарии, Дании, Норвегии, Южной Кореи и Ирана. С 1987 года он представляет свои картины на многочисленных российских и международных персональных и групповых выставках, а с 2009 года участвует в различных выставках компьютерной графики.

 

***

 

С самого начала Валюс интересовался не внешне видимым миром, а прежде всего духовными идеями, стоящими за реальной материей. Аналитический подход физика решительно сформировал его первые работы. Он начал фотографировать при сильном увеличении призрачные явления, вызванные отражениями света на объектах, а затем переводить их в фигуративную живопись.

Художник убежден, что картины временами лучше подходят для передачи сообщений, чем текст. «Картины легче понимать, чем слова, осмотр картины занимает меньше времени, чем прочтение текста». Художники советского режима прекрасно понимали, как сильно символические образы влияют на людей и как убедительно политические послания могут передаваться с помощью искусства. «Искусство, и живопись в частности, имеет довольно много разных функций. Например, в обществах с тяжелыми политическими режимами одной из функций искусства является демонстрация людям, что всё в порядке, беспокоиться и грустить нет оснований. В ходу красивые пейзажи, обильные натюрморты, счастливые семьи, радостный труд, грандиозные достижения, портреты деятелей. Объяснить немцам, что такое социалистический реализм, очень просто: "Это то, что в вашем искусстве было при Гитлере".2 Как и некоторые другие нонконформистские художники, такие как Эрик Булатов (род. 1932), Валюс работает с общими символами марксизма-ленинизма, но пользуется ими с иронией. Так  «Наш паровоз» с портретом похожим на Ленина

 

Мюнхен, 1987 

 

 

«осмотр картины занимает меньше времени, чем прочтение книги, в живописи нет перевода в буквенные символы, совсем непохожие на то, что они означают. Работы В.Валюса, как правило, не об авторе, а о других людях и для других людей - для зрителей».

 

 

 

 Наш паровоз, 2003

 

ссылается на популярную коммунистическую боевую песню «Наш паровоз вперед лети, в коммуне остановка. Другого нет у нас пути [...}», с другой стороны, щит снежного толкача также намекает на чистки, которые власть устраивала в стране. Картина также вызывает ассоциации с выставкой под открытым небом в Москве, которая была жестоко уничтожена бульдозерами в 1974 году. В картине Валюса столбы, твердо вбитые между шпал, мешают локомотиву продолжать движение. Серп и молот - в советской пропаганде символ сплоченности рабочих и крестьян - переосмысливается усталой от пропаганды фигурой, держащей серп у горла.

 

В большинстве случаев загадочные символические   картины Валюса не сразу понятны. Сюрреалистические композиции, фантастические фигуры и похожие на амфибии гибридные существа с человеческими чертами напоминают сны или иллюстрации мыслей о том, что произошло. Неудивительно, что Валюс называет Эдварда Мунка (1863-1944) одним из своих любимых художников, который интенсивно занимался своими грезами и разработал из них свою собственную символику. Работы Валюса также напоминают сюрреалистические работы Макса Эрнста (1891-1972). Валюс формулирует свои мысли и чувства о жизни с помощью концентрированного символического языка живописи и выразительного цвета.

Опуская отвлекающие формы, он сосредотачивается на нескольких мотивах, которые упрощены и отчуждены, чтобы стать метафорами. В работах Валюса можно найти картины с социальной проблематикой, такой как нарушения прав человека, злоупотребление властью, экологические катастрофы, а также чувственные, межличностные и религиозные темы. Валюс всегда фокусируется на людях со всеми их эмоциональными аспектами. Он обращается к ассоциативному эмоциональному миру зрителя, и предлагает каждому найти смысл картины по-своему.

 

 

«Памятники неизвестному зеку», 1996

 

Картина «Памятники неизвестному зеку» представляет собой единое обвинение, сформулированное из нескольких ассоциативных элементов: на основе увеличенной фотографии раздавленного окурка Валюс изображает огромный человеческий череп рядом с частью кремлевской стены. На заднем плане есть вариант напоминающий памятник жертвам лагеря смерти «Треблинка» Вадима Сидура3 и мемориал скульптора Михаила Шемякина, посвященной памяти жертв политических репрессий.4  Еще один вариант «памятника» похож на огороженный завод или даже город, которые часто строили заключенные. В гнетущей картине «Лупа» Валюс очень жестоко осуждает сексуальные нравы в местах заключения.

Валюс часто работает со шпателем, создавая широкие линии и пастообразное нанесение краски. Несколько лет назад игра с образами с четкими формами и яркими цветами привела его к компьютерной графике, с помощью которой он переделал свои собственные работы, а также старые рисунки своего отца.

 

1 Подробная биография на домашней странице http://vpvalius.ru (по состоянию на 28 октября 2019 г.)

2  Там же, Интервью Валерия Валюса на домашней странице

3 Скульптура русского скульптора Вадима Абрамовича Сидура (1924-1986) 1966 года была установлена в 1979 году на местном дворе в Берлине-Шарлоттенбурге.

4 «Большой сфинкс» Михаила Шемякина (род. 1943) был установлен в 1995 году в Санкт-Петербурге на набережной Невы напротив тюрьмы Кресты.

 

   

Фотографии видений

 

 Гуманитарная помощь, 1996

 

 

Лупа, 1990

  

 Психиатрия, 2005

  

 Серп и молот, 2001

  

 Синяя птица, 2010

  

 Если снять крышку, 2016

  

 Наследница, 1992

  

 Объятие, 2014