Верена Бьюкамп
Нонконформизм - русское искусство из коллекции Брайтшайдель
В музее Фюрстенфельдбрук под названием «нонконформизм» представлены избранные произведения русских художников из частной коллекции Люсинэ Брайтшайдель. Армянский коллекционер, дочь художника и сама художница, обладающая большой энергией, знаниями и страстью, собрала более 100 работ из разных регионов России. Как и в любой частной коллекции, выбор очень субъективен и определяется личными пристрастиями коллекционера. Представлены художники из городов Санкт-Петербурга и Москвы, из Алматы - культурного центра Казахстана - и с Кавказа.
Нонконформизм здесь означает персональную позицию в обществе и индивидуальный художественный подход, который противоречит официальным стандартам стиля, а также адаптации к преобладающим ожиданиям и интеллектуальному конформизму. Даже если нонконформизм в смысле неадекватности, альтернативности или отличия, как правило, является отличительной чертой современного искусства, он также имеет историко-политическое значение для художников в России.
Восемь художников, представленные здесь, и одна художница, родившиеся между 1939 и 1979 годами, работают в традиции так называемых русских нонконформистов, которая сформировалась в Советском Союзе с середины 1950-х годов и противостояла официальной доктрине социалистического реализма и цензуре в изобразительном искусстве, литературе и музыке. Очень неоднородная и разнообразная художественная жизнь, существующая вне государственной системы, часто также описывается как неофициальная, альтернативная или другая.1 В то время художники, чьи работы не могли соответствовать идеологическим принципам ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), держались за свои идеалы и воплощали свои художественные идеи. Прекращение государственной поддержки и исключение из Союза художников СССР делало приобретение материалов, участие в официальных выставках, распределение заказов и, следовательно, существование в качестве свободного художника чрезвычайно трудным. Без членского билета Союза художников они практически жили в тени. Официальная пресса назвала абстракционистов бездельниками или даже иностранными агентами 2. Картины на выставки на принимали, судьба большинства работ заканчивалось на чердаках или в подвалах. Некоторые художники эмигрировали, другие остались в стране, некоторые провели годы в заключении или держались на плаву, занимаясь другой работой, многие ушли во внутреннюю эмиграцию.
Во время временной либерализации после смерти Сталина в 1953 году и периода оттепели первых хрущевских лет художники старались опираться на традиции русского и западного авангарда. После отдельных выставочных успехов ситуация для художников-нонконформистов вскоре снова вышла из-под контроля. Сохранилась догма соцреализма и государственного контроля с жесткими ограничениями; другое искусство было отвергнуто как формализм и
Экспортная лицензия Министерства культуры Российской Федерации от 30 января 2017 года на восемь произведений художника Валерия Валюса с пометкой «Не имеют культурной ценности».
Валерий Валюс. Дружба между народами, 1996
антисоветизм, а абстрактное или концептуальное искусство не выставлялось ни в академиях, ни в музеях. »Советским людям все это не нужно! [...] запретить! Запретить все! » - решил Хрущев в 1962.3
Солидарность очень разных художников, имеющих собственные интеллектуальные взгляды и стилистические концепции, объединенных прежде всего протестом и сетью самоорганизующихся квартирных выставок, кампаниями альтернативного искусства и дискуссионными кругами, тем не менее поддерживала развитие нонконформистской, неофициальной художественной жизни.4 Несмотря на политическую напряженность, культурную изоляцию и идеологическую цензуру тоталитарной системы Советского Союза, художникам удалось продолжить стилистические традиции авангарда начала 20-го века.
Конец холодной войны и далеко идущие процессы реформ 1986 года - перестройка и гласность - также означали конец официального искусства советской империи. Положение художников, которых до этого бедствовали, значительно улучшилось: беспрецедентная степень свободы творчества, обмен информацией без цензуры, открытые границы и прямые контакты с международным художественным миром привлекли внимание общественности и предоставили многочисленные возможности для выставок. На Западе интерес к русской живописи резко возрос, цены взлетели до небес, и готовность российских властей к сотрудничеству также значительно возросла5. Нелегальное искусство, которое в конечном итоге вырвалось из подполья, медленно пробивалось в публичные коллекции, но прежде всего создавало свои собственные пространства для действий.6 Коллектив художников «Пушкинская 10» в Санкт-Петербурге, основанный в 1989 году и с 1998 года также являющийся филиалом Музея нонконформистского искусства, до сих пор остается одним из самых важных и оживленных центров неофициального искусства со своими студиями, галереями и концертными залами.
С другой стороны, перестав быть нонконформизмом, отвергавшим социалистическую художественную идеологию, которая более не существовала либо потеряла большую часть своего первоначального значения, «вместо художественных поисков все более подходящих методов выражения своего необычного мировоззрения, на первый план выступило стремление заработать деньги с помощью произведения искусства. «7
»С тех пор художники из бывшего Советского Союза столкнулись с трудной задачей заново определить характер и идеи своего искусства, без цензуры, самоцензуры и обслуживания интересов различных политических лагерей. Эта задача дает возможность для творческого нового начала, которое могло бы состояться в плодотворном диалоге с западными художниками, поскольку вопрос о значении и легитимности искусства и культуры в начале XXI века также находится в центре внимания многочисленных научных и художественных дискуссий в западном полушарии. «8
Какие позиции сегодня занимают «другие» художники, что понимается под сегодняшним нонконформистским русским искусством? Хотя за последние 30 лет в России значительно возросло понимание альтернативного современного искусства, оно все еще играет в общественной жизни второстепенную, изолированную роль. Механизмы изолирования, возможно, стали тоньше. Так что, не приспособившиеся художники получают меньше средств от государства, им становится труднее выставляться, поскольку люди, отвечающие за позиции в сфере культуры, отклоняют их работы по соображениям самоцензуры из политических расчетов.9 Примечательно, что картины из коллекции Брайтшайдель получали разрешение на вывоз государственным органом культуры как не представляющие культурной ценности.
То, что в России в XXI веке по-прежнему существуют жесткие ограничения на свободу творчества, показывает, помимо прочего, Постановление против организаторов московских выставок «Осторожно! Религия» (2003) и «Запрещенное искусство 2006» (2007). После уничтожения многих работ первой выставки в Центре по правам человека им. Сахарова в Москве российскими православными боевиками были наказаны большими штрафами не виновные, а кураторы. То же произошло с организаторами выставки 2007 года, которые обвинялись в разжигании религиозной ненависти. Современное искусство в России продолжает получать большую поддержку от частных спонсоров, и зачастую вызывают больший общественный интерес на Западе, чем в собственной стране.
Обширная коллекция, которую Люсинэ Брайтшайдель собирала на протяжении многих лет, дает интересное представление о стилистическом разнообразии русского искусства последних десятилетий, которое, даже если оно не является явно критическим или политическим, имеет признаки нонконформизма. В центре внимания этой коллекции в Фюрстенфельдбруке находятся художественные личности: Владимир Курдюков и его сын Никита, Валерий Валюс, Иван Оласюк и Александр Осипов. Есть также работы Светланы Цвиркуновой, Олега Попова и Шамиля Гулиева. Мюнхенский художник из Москвы Михаил Поладян предоставил две работы из своей частной коллекции.
Все они работают в самых разных стилях и возможностях дизайна, показывают точки соприкосновения с русским авангардом, экспрессионизмом, кубофутуризмом, символизмом и абстракцией, но каждый развивает свой визуальный язык в живописи, коллаже и сборке. Работы включают социально значимые темы, а также очень интимные размышления о собственном существовании. Некоторые художники уехали на Запад в 1970-х годах, остались там или вернулись после 1990 года, другие никогда не покидали своего дома. Люсинэ Брейтшейдель хорошо знакома и даже дружна со всеми художниками, и следит за их творческой карьерой. С большой отдачей организуя новые выставочные кампании, она стремится к культурному обмену между Востоком и Западом, тем самым делая работы доступными для широкой публики.
Даже если преобладают работы без политического содержания , художники, показанные здесь, всегда имеют политическую позицию, придерживаясь традиции художественной свободы.
1 Вальтрауд Байер. Неофициальный рынок: искусство и инакомыслие в Советском Союзе 1956-1988 гг. Инсбрук 2006. С. 218-243
2 Евгений Коцчанов. Трагедия и триумф русского нонконформизма. В кн .: Beate Reifenscheid (ed.): Нонконформисты из Москвы. Кобленц 2004, стр. 48
5 См. Елена Коровина. Культурный обмен в период перестройки. Занавес для новой русской эстетики. В кн .: Игорь Нарский (ред.): Высокая культура для людей? Литература, искусство и музыка в Советском Союзе с культурно-исторической точки зрения. Труды группы историков Том 97. Берлин / Бостон 2018, с. 175-189
6 Русский музей в Санкт-Петербурге, а также Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж» и MMOMA в Москве в настоящее время хранят более крупные фонды нонконформистского искусства. Важные временные выставки современных нонконформистов регулярно проводятся в 2007 году в Арт Центре Винзавод в Москве (www.winzavod.ru).
7 Карл Эймермахер. Перевороты в послевоенном русском искусстве. В кн .: Нонконформисты из Москвы. Кобленц 2004, стр. 22
8 Карен Лас. От оттепели до Перестройки: художественная политика в Советском Союзе. Кельн 2002, стр. 403
9 Йоханнес Восвинкель: Московская выставка «Запрещенное искусство»: Утверждение: богохульство. Православные христиане в России преследуют неудобных художников и кураторов. 25 марта 2010 г. Источник: DIE ZEIT, 25 марта 2010 г.
Валерий Валюс, Божья коровка, 2004