Содержание

Статьи о картинах

Другие статьи

Перевод с немецкого. Чтобы увидеть текст на языке оригинала, щелкните левой кнопкой мышки здесь.

 

"Страдание и экстаз"

Картины маслом и темперой Петра Валюса в галерее AOK (Тюбинген)

 

Так обстоят дела: когда картины Петра Валюса появились на парижской выставке советской живописи в 1967 году, внимание распространителей новостей переключилось на аутсайдера. Когда они были предоставлены всем желающим в московской студии 13 февраля 1971 года, за два месяца до его смерти от рака, и за четыре с половиной года по комнатам мастерской прошли около 50 000 человек, это было тщательно отмечено. Однако после того, как Валерий Валюс, сын, эмигрировал и привез большую часть картин с собой в Вену, а затем в Штутгарт, он обнаружил, что интерес к ним ограничен. По этой причине, например, в январе этого года он выставил картину «Распятие» на Шлоссплатц в Штутгарте — не для того, чтобы продать ее, а чтобы воздать должное памяти отца.

Впрочем, галеристов и музейщиков нельзя упрекнуть даже в замкнутости. Поскольку восторженный постэкспрессионизм Валюса кажется внеисторически плавающим в вакууме, импульсивное использование цвета в картинах кажется почти таким, как если бы они превратились в украшение. Формы выражения, которые уже реализованы, больше не могут адекватно передавать содержание. Для опыта свободы и рабства, человеческих страданий, смерти и чуда жизни едва ли существуют какие-либо шифры, способные охватить наше понимание того, что такое реальность во всей ее сложности и хрупкости.

Валюс, который сначала был инженером-строителем, а затем поддерживал свою семью работая иллюстратором, начал рисовать свои большие форматы маслом и темперой в 1963 году. Они называются «Ника», «Суд идет» или «Самосожжение» и их можно увидеть в галерее АОК до конца марта. При той полной изоляции, в которой работал Валюс и которую нельзя не учитывать, принимая во внимание эту изоляцию, его творчество в конечном счете предстает пронзительным свидетельством чувствительного, одаренного и страдающего человека о красоте жизни и обесчеловечивании через сверхценные идеи, которыми власть всегда и неоднократно стремилась прикрываться.