Февраль
2012 «Искусство», стр. 3, Выставочный зал
|
|
|
"Начало" 1963г. |
Вера СОБКО
В жестокий век восславил
я свободу
Выставка П.А. Валюса
В Государственном выставочном зале «На Каширке»
состоялась выставка живописных и графических работ Петра Валюса —
художника сильного, самобытного и необычайно экспрессивного. Когда
смотришь на его мощные трагедийные полотна, трудно представить, как этот
тихий, застенчивый человек — таким его запомнили окружающие — мог
вместить в себя столько боли и сострадания к людям. И, тем не менее, все
посетители выставки говорили о том, что его картины оставляют чувство
радости и надежды. Радости от величия личности художника и надежды на
то, что призыв к человечности, которым наполнены его полотна, пробьется
к нашим сердцам.
|
|
"Ника", 1965
г. |
|
|
|
|
|
"Суд
идет", 1968г. |
|
Петр Адамович Валюс (1912–1971) всю жизнь учился: посещал
различные студии, выезжал на пленэр, вместе с друзьямихудожниками писал
натурщиц. Благодаря этим сеансам родилась серия замечательных
графических листов, где перо художника не просто фиксирует лицо и фигуру
потретируемого, а выявляет его характер и настроение. Где в усталой,
безнадежной позе модели нередко проглядывает судьба.
К
самому художнику судьба была не слишком благосклонна. Вплоть до 1963
года он с семьей жил в небольшой комнате, где даже не было места для
мольберта. Не было мастерской. И лишь с появлением квартирыхрущевки он
смог наконец приступить к воплощению своих замыслов. Первая крупная
работа маслом так и называется – «Начало»: могучий человек вырывается из
сковывающих его рамок и устремляется в безбрежный творческий космос.
Тематически и композиционно эта картина и сейчас, спустя полвека,
удивляет своей новизной. В сущности, и все последующие работы художника
на фоне регламентированных соцреалистических произведений выглядели
необычными, взрывающими представление о живописи. Яркие, локальные
цвета; густой, пастозный мазок; подвижность, динамичность композиции —
все это вызывало мощное эмоциональное воздействие и позволяло более емко
воспринять заложенную в картине мысль.
В
картине «Суд идет», которая была откликом на процесс над Даниэлем и
Синявским, три непробиваемые монолитные силы — следящее око, орущий рот
и грозящий кулак окружили хрупкую фигуру подсудимого.
«Ника» Петра Валюса это не торжествующая богиня Победы, а
кричащая от ужаса женщина с перебитым крылом, летящая прочь от
пепелища, оставленного войной.
Одна из самых сильных картин — «Распятие», или
«Поверженный», где распятый на кресте человек брошен в некую
инфернальную бездну. Венец из колючей проволоки впился в его голову,
кровоточат раны, предсмертным криком разъят рот. Это современный
Христос, безвинный страдалец, какими был полон XX век.
Диапазон творчества художника был на удивление широк. Он
писал в разных техниках и жанрах. Когда в 1967 году его яркие, красочные
темперы были отправлены на первую послевоеннуювыставку советских
художников в Париж, они моментально были распроданы и французская
пресса отмечала их высокое достоинство. Никто не подозревал, что в
советском искусстве существует такая живописная свобода и такое
пиршество цвета. Французский искусствовед Жан Перюс писал: «Эти полотна
поставили его в один ряд с самыми выдающимися художниками нашего века».
|
|
"Распятие",
1967 г. |
|
У Петра Адамовича при жизни не
было ни одной официальной выставки, лишь под конец жизни появилась
мастерская. Но художнику так и не пришлось там работать. К тому времени
он был тяжело болен и не мог выезжать из дома. За полтора месяца до
смерти Петр Валюс написал девять больших полотен — спешил высказать все,
что не успел. Среди них «Художник»: здесь он говорит о сути и
безграничности творчества. «Потеря» — мысли об остающихся без него
родных. А также лаконичный и одновременно многоплановый «Конец», где на
бесконечной белой полосе, парящей в космическом пространстве, словно
стежки савана или рубцы послеоперационного шва, проложены отметины. Их
можно воспринимать и как вехи жизненного пути, и как зарубки памяти —
для нас, живых.
|