Содержание

Статьи о картинах

Другие статьи

 

Письмо сыну (Из России с любовью)

Предисловие Валерия Валюса

Вообще-то я уничтожил все письма, которые у меня накопились. Во-первых, их было больно перечитывать. А во-вторых, отсутствие своей крыши над головой сопутствовало мне многие годы. И некоторые письма пропадали, причем порой как-то выборочно. Это я про те времена пишу, когда еще без компьютера жили, который, конечно, хранит все вечно в недрах Интернета. И вдруг мне на глаза попалась распечатка письма, которое наговорила на пленку моя мать и отослала мне в Мюнхен. Я тогда жил там в эмиграции. Распечатывал его я, но совсем забыл о нем. Письмо о выставке картин моего отца в Центральном доме литераторов в Москве в 1985 году.

Начало, выступления на вернисаже, не разборчиво. Я такие места отмечал двойным тире. Примерно 2,5 страницы печатного текста. А потом более разборчиво мнения зрителей и описание некоторых обстоятельств. При желании можно пропустить вернисаж

Это не литература и даже не совсем письмо. Но меня здорово зацепило. Будто прошлая жизнь окликнула меня. Люди, которых я знал, тревоги, радости. «Иных уж нет»

Валерий Валюс, 2021, Москва

Письмо

17 мая 1985 года, 4 часа, Центральный дом литераторов, Москва, открытие выставки Петра Адамовича Валюса. Открывает выставку писатель Александр. Михайлович Борщаговский.

 

Б: -- первая выставка в институте имени Несмеянова, выставка, на которой разгорелись страсти. Многое из того, что сегодня представляется нам совершенно понятным, близким, не требующим комментариев, казалось чересчур сложным. Были и другие выставки, но впервые в Центральном доме литераторов -- и разнообразно показано творчество превосходного художника  и редкого, удивительного по душевным человеческим качествам художника Петра Валюса. Вероятно, это закономерно, что мы открываем эту выставку -- происходит также и не только потому, что Валюс тоже работал с нами как иллюстратор, как график, как книжный художник. Не только поэтому. Я думаю, что, для другого -- искусства -- для людей --.

Валюс - это прекрасная загадка, это прекрасный художник. Его ярчайшая человечность, его секрет художественной творческой молодости, неувядающей -- самого подхода к жизни -- не случайно близок, тоже мне по крайней мере близок, в рассуждениях, в поисках, -- каждого серьезного взыскательного, ответственного перед зрителем или читателем художника. -- Мир заполонен полотнами, картонами, скульптурами, за многие столетия, мы же прекрасно с вами знаем, как тесно не в залах, а в запасниках, как невыразимо тесно, и вот в этом многообразии, в этой ситуации исторической, когда кажется, всякое уже попробовано, всякие пути испробованы, всякая линия нанесена, всякие краски использованы, чрезвычайно -- и писателю, и художнику, и вероятно композитору открыть двери в неведомое. И открыть их не легким (?), и не пинком, и не ударом ноги, и не -- и не с намеренным цинизмом, а так, чтобы то, что ты делаешь было высочайшим выражением истинно и истинно твоей души. Естественно -- твоего существования, гражданственного и независимого. Вот это то, что по моему глубокому убеждению, далось Петру Валюсу. Вот в этом ареале человеческих образцов и -- испытанных путей, он -- скромностью. Человек откуда-то, неподготовленность школы, специальной, академии, институтов, по внутреннему побуждению. По прекрасному упрямству человеческому, этому упрямству художника, он шел этой дорогой. И они всякий раз встречались с ним через его, через год, через 2, в период, который казался ничтожным, в период, за который многие не успевали ничего, мы поражались тому, как далеко прошагал за это время Петр Валюс. Как удалось ему соединить высокую тревогу по поводу серьезнейших, глубочайших драм и трагедий человечества, по поводу войны и ее проклятья и ее мужества, соединив это с тем, с нескончаемой, накатывавшей на нас, среди нас, с новизной, которая необыкновенна, симфония красок, вот его -- это вот и вот эта. Казалось, что он задался какой-то упрямой целью, доказать, что темпера не беднее масла, что ею можно писать такие же сложные, такие же глубокие, такие же поразительные, такие же загадочные вещи. Казалось бы, говоря по-простому, по природе, это цитата, а еще это всякий раз, возникало с тем колдовство, которое заставляло нас на 40-ом, на 50-ом листе, когда казалось бы все возможности исчерпаны -- и восхищение, робко сказать ему вот слова благодарности. Я думаю, что -- это качество, верность самому себе, верность своим нравственным принципам. Это постоянный поиск, лишенный какого-то ни было режиирования (?), вот и словил -- художество, которое -- видим, сегодня -- поскольку и это -- Валюса. И мы счастливы этому сегодняшнему празднику. Вот открывая небольшой наш разговор, связанный с выставкой Валюса, я предоставляю слово представителю МОСХа Владимиру --. (аплодисменты)

 

(Владимира этого вовсе не разберешь). (аплодисменты)

 

Б: Я предоставляю слово поэту Льву, Болеславскому.

(Его речь тоже неразборчива.)

 

Бол.: -- просто первоначальное впечатление до конца истинное – хотели сегодня, вот перед началом, я посмотрел -- я раньше видел их дома, в квартире, а здесь, когда прибавилось пространства и воздуха – эти картины, которые продолжили эти пространства, которые заполнили солнце, своим солнцем, солнцем искусства, -- человеческим --. Я -- больше того, пока я работал -- Шостакович, я не только слушал музыку, -- картины Петра Адамовича Валюса, которые я видел в его доме. -- эти картины и особенно -- я смотрю -- и такое ощущение, будто-то бы эта картина "Десятый круг" создана вот сегодня, вчера потому что, -- сегодняшняя, мир и война и страшный ад, который -- не только, -- многие есть картины -- Я видел -- (он читает стихи, это понятно по ритму, хотя слова неразборчивы) (Несколько заключительных слов в прозе, аплодисменты)

 

Б: Я хочу попросить Ангелину Васильевну Фальк сказать -- о творчестве --

Анг. -- оставляет меня -- и помогать -- на середине -- Анна Витальевна -- (Ах, Ангелиночка, к сожалению, Вас тоже не разобрать, а голос остался удивительно молодым. Неужели это занятия пением, вокалом, так сохраняют голос?) -- Анна Витальевна. Когда -- я приходила -- в подвал -- чтобы освободить -- для работы Петра Адамовича – он -- Анна Витальевна ему велела -- Валеру, а он -- тащили какую-то старую -- трухлявую -- Анна Витальевна -- и продолжает по праву -- уже -- приходили иногда друзья, близкие, знакомые, кто-то спросил, кто-то просто кого-то -- жил тогда, когда -- близкие люди (аплодисменты).

 

Б: Я предоставляю слово Елене Аксельрод. Пожалуйста.

 

Е: -- Петра Адамовича -- человека -- который -- изящества -- и невероятный темперамент работ -- (Читает стихи, слова неразборчивы) (аплодисменты) (несколько слов в прозе, затем снова стихи). (аплодисменты).

 

Б: -- наш разговор -- (Действительно слышен разговор, разные голоса. Затем довольно долго выступает женщина, э, да это моя мама!)

 

А: -- Петр Адамович -- и не знала -- многие писали об этом -- приходили, и в это время пришло письмо, пришло письмо от Александра Михайловича Борщаговского -- я его помню, значит, -- не точно, -- Дорогой Петя, -- (похоже, что она читает что-то из письма Борщаговского Петру Валюсу) -- разговор о живописи -- о роли художника – Эта вещь, он ее считал неудачной. Она ему казалась -- и так -- они противостояли -- неожиданно он написал -- и которое, он очень любил -- черное -- необъяснимо -- потом —-. Когда я ему сказала -- . И еще -- А он -- Вот и дальше, так он написал 6 больших полотен. Это такие -- ничего не было -- Он подарил нам всем 6 картин. Вы понимаете, как остается добро. Как надо его -- которые хотели рассказать очень много, которые -- Я хотела бы закончить -- благодарности. Во-первых, которая -- потом -- благодарю -- вас всех, пришедших сюда -- (аплодисменты)

 

X: (видимо, это Борщаговский, что-то говорит, ни слова не понятно. Аплодисменты)

 

 

Запись вернисажа закончена. Далее Анна Витальевна Валюс читает и комментирует, адресуясь к сыну:

 

А: Я прочитаю несколько отзывов из красной книжки, которая была положена на вернисаже поэтессой Инной Кошежевой. Первую страницу она заполнила сама:

К сожалению Петра Адамовича Валюса я узнала совсем недавно, познакомившись с его женой Анной Витальевной. Это именно она сберегла для наших глаз и для сердец, что сотворил, создал для нас Петр Адамович. Мне кажется, если бы у каждого человека, который имеет отношение к искусству, рифмует слова, пишет романы или картины, играет ли в театре, был бы такой друг, единомышленник, сподвижник, соавтор твоей муки, счастливой, поскольку она творческая, нам было бы легче жить и умирать. Есть такая фраза у Виктории Токаревой: "Забвение - это как бы вторая дополнительная смерть". Давайте же в лице Анны Витальевны одобрим и возжаждем незабвенности человека, художника, спутника жизни, любимого.

Инна Кошежева, 17 мая 85 года, ЦДЛ

 

Следующая запись. Это присланная доктором Орлом. Выступление, которое он не смог сделать, в общем, вот я читаю:

 

Дорогая Аня, к сожалению, сейчас, в минуты, когда торжественно открывается выставка, я работаю. Но если бы пришел, тогда обязательно попросил бы слова и сказал примерно следующее: Уважаемая Анна Витальевна, уважаемые товарищи, я не художник, не искусствовед, не литератор (ах, Эммануил Владимирович, не совсем это так. Прим. В), но все же позволю отнять у вас несколько минут. Это будет не анализ творчества художника, не рассказ о его творческом пути, это несколько слов воспоминания о человеке, дружбу с которым мне подарила судьба. Мы сближались довольно медленно. Близость с Петром. Валюсом вне его творчества была невозможна, а он хорошо понимал, что я до этого еще не дорос. Нет, сам по себе я уже дошел в своем развитии до того, что перестал восхищаться творчеством передвижников, как единственной и высшей формой изобразительного искусства. Но дальше импрессионистов не пошел. Как это обычно бывает, все, что нам непонятно, в лучшем случае, с порога отрицается, а то и воспринимается, как идущее от лукавого. Мы долго говорили с Петей, он рассказывал мне вещи довольно простые. Сам по себе цвет в чистом виде может оказать эмоциональное воздействие на зрителя. Не только может, но и оказывает. Петя вбивал это в меня не спеша, давая время постепенно освоиться с новым, непривычным. Наконец настал день, когда я впервые увидел картины художника Валюса. Потом бывало так, я приходил, передо мной ставилась новая работа, я смотрел, а потом обязательно должен был как можно более подробно рассказать, что я увидел и как понял увиденное. Мне повезло, автор дополнял и уточнял мой рассказ. Я никому и ничего не хочу навязывать в восприятии работ Петра Валюса. Он, к счастью, в этом и не нуждается. Как-то я спросил Петра Адамовича: "Сколько времени ты писал эту картину?" Ответ меня поразил: "4 часа." Мы ведь привыкли к тому, что одну картину можно писать и 30 лет. Понадобилось время, пока я понял, что к этим четырем часам Петр Валюс шел всю жизнь. Вот и все, что я сказал бы, если бы выступил на вернисаже. На встречу с художником Петром Адамовичем Валюсом я приду завтра. В этом счастье, художника. Он, его творчество остаются людям. Вот и я встречусь здесь с Петей после долгой разлуки. Но только днем позже, чем все вы. Аничка, спасибо тебе за то, что есть эта выставка.

Эммануил Орел.

 

Читаю в книжке. Подпись Пиналов, инженер Центросоюзпроекта. 18.5.

 

Выставка оставляет очень хорошее впечатление. С творчеством Петра Адамовича я знаком давно. Но, к сожалению, с картинами его приходится встречаться так редко. Ощущение тепла, оптимизма, интимности, искренности - этого ведь так не хватает многим современным художникам. А какая патриотическая тема в "Москве, 41 года". Незащищенность фигуры беременной женщины на фоне грозного и страшного черного фона. Война противоестественна. И сказал он это от всего сердца, не шаблонно и очень убедительно. Я уж не говорю о впечатлении, которое производит цвет. Об этом лучше скажут профессионалы. Хотелось бы чаще и больше видеть картины Петра Адамовича. И почему их нет в Третьяковской галерее? И почему эта выставка не афишируется? Узнал о ее открытии совершенно случайно. Большое спасибо организаторам выставки за доставленное удовольствие.

Пиналов.

 

Дальше. Татьяна Шубина, журналистка. Это та Таня Шубина, о которой я писала в своих камчатских очерках. Это она мне показывала Камчатку. Теперь она живет в Москве, работает в журнале. Пишет стихи. Читаю:

 

Картины Петра Валюса не нуждаются в комплиментах. А писать эссе в стиле искусствоведческих журналов вряд ли к месту здесь, теперь, когда ты окружен праздником красок, обаянием вечной весны валюсовских натюрмортов. Как раз у входа в актовый зал висит большая работа "Цветы перед зеркалом", датированная 71-ым годом. Ветер ворвался в окно, это одновременно и ветер света, и ветер иных миров, и ветер надежды, и ветер мая. "О, весна без конца и без края, без конца и без края весна." А ведь писал эту вещь человек смертельно больной, человек "у порога", (подчеркнуто) Но эта плоть была измучена и больна. Это плоть страдала. А сам он, художник Петр Валюс пел весну, пел вечное движение жизни, он принимал ее и "приветствовал звоном щита". (Это в кавычках цитаты) О работах Петра Валюса написана хорошая и обстоятельная книга "Счастливый человек." Автор - жена художника, талантливая писательница Анна Витальевна Валюс-Вальцева. Кажется, что добавить? Но тайна художника всегда будет притягательна, попытки ее разгадать, постичь, разве могут они быть данными раз и навсегда? Придут новые люди, люди после нас и увидят картины Валюса новыми глазами. И скажут они свои особенные слова. Тайна истинного мастерства не расколдовывается, ее основы хоть и рождены на земле рукой художника, не бывают суммой технических приемов. Они дыхание души, той части якобы тела, которую, увы, не находят анатомы.

Татьяна Шубина.

 

Какие-то инженеры из Нефте-хим-автоматики.

Впервые познакомившись с искусством художника в 74 году с радостью узнали о первой посмертной выставке в ЦДЛ. Экспрессия живописи Валюса потрясает. Тревога за судьбу мира, картины "Десятый круг", "Горе"(это бывшая "Человеку плохо"), "Москва, 41", за счастье материнства глубоко проникают в душу. Картины мастера нужны людям. Они нужны поколениям, идущим за нами, будем рады новым встречам с вечным искусством Валюса. Искренне благодарим организаторов выставки.

Две подписи.

 

Дальше пишет Андрей Додонов и его мать.

Первая посмертная выставка работ Петра Адамовича - это и радость, и глубокая печаль. Петр Адамович в своем творчестве глубоко проникает в наши сердца. Он страстно любил жизнь, красоту, все радости бытия. Ему были подвластны тонкая и в то же время энергичная передача чувств и переживаний в живописи и графике. Картины Художника (с большой буквы) вобрали в себя все потрясения современной жизни. Они сопровождают нас, когда мы предаемся воспоминаниям и вселяют веру в Добро (с большой буквы), Счастье на земле. От всей души благодарим организаторов выставки.

 

Кстати, они просили тебе передать самый горячий привет. Додонов Андрюша просто со слезами на глазах ходил по выставке и говорил о тебе.

 

Дальше читаю. Пишет Е. Махлах, психолог. Понятно?

 

Большой праздник души эта выставка картин Валюса. Он счастливый человек и делает других людей сопричастными счастью. Заставляет переживать даже в тяжелые минуты счастье видеть цветы, счастье видеть красоту, изящество, чудесные краски пейзажей, растений, предметов, лиц, ликов, сопереживать горе и видеть в нем не только печаль темную, но и высокий свет, преодолевающий темноту. "Москва 41 года". П.А. Валюс очень современен. Своим творчеством он прочно входит в жизнь искусства и создает определенное направление в нем. Он мудр и молод. Счастливы искусствоведы, которые будут писать книги о его творчестве. Очень бы хотелось, чтоб в Третьяковской галерее были картины П.А. Валюса. Чтобы широкая публика, особенно молодежь, ощутили его радость жизни, увидели бы ту тонкость и чудо живописи, которые не только передают, но и строят предмет, видимый изображаемый художником. Большое спасибо дирекции ЦДЛ, организовавшей эту выставку. И особая благодарность жене художника А.В.Вальцевой за все, что ею сделано для нас зрителей.

Махлах

 

Любовь Кабо. Писательница.

Спасибо Аничка за Петю. За то, что он так хорошо и радостно вновь после стольких лет весь встал перед нами.

 

 

Вторая сторона кассеты.

 

Повторяю запись Любови Кабо.

Спасибо Аничка за Петю, За то, что он так хорошо и радостно вновь после стольких лет весь встал перед нами со своим жизнеутверждающим темпераментом, со своим сердечным и добрым видением мира.

Какая радость такие вот встречи. Как помогает жить. Низко кланяюсь всему тому, что в художнике бессмертно. - его картинам.

Любовь Кабо.

 

Дальше запись, не знаю, кто такой, Евгений Максименко. Написано драматург, актер. Молодой.

 

Необыкновенно взволнован обрадован открытием необыкновенного талантливого художника, художника не сегодняшнего дня, ибо сегодняшнее приспосабливается, цепляется за мгновение, чтобы выжить. Но художника современного, конфликтующего с сегодняшним, а потому устремленного во будущее, вечное. Спасибо человеку, соединившему, музыку, цвет, философию, гармонию. Спасибо ему за любовь ко всему живущему.

Максименко.

 

Писатель, хороший писатель, детский писатель Юрий Коваль:

Памяти Петра Адамовича Валюса, душе его, отображенной в картинах, и мой низкий поклон.

 

А тут такая запись. Подпись А. Раскина, не член СП. Это та самая Сашка. Пришла такая полная дама.

 

Петра Адамовича знаю с 55 года. Это был прелестный человек. По-моему, это и по картинам видно. Иначе откуда такой волшебный цвет и свет. Огромное спасибо Анне Витальевне, которая дала нам возможность все это повидать.

А.А.Раскина, не член СП. 20 мая.

 

Раиса Облонская. Переводчица.

 

Какая прекрасная выставка, радостная, светлая. Так вспоминается Петр Адамович, так горько, что нет его уже, не может он видеть, как хорошо становится, когда смотришь на его чудесные работы.

 

Какой-то научный сотрудник. Мелкий почерк. Подпись неразборчива.

 

Я так рад, что снова увидел работы Петра Валюса, с которыми познакомился много лет назад в мастерской художника. Много позже прочитал прекрасную книгу о нем: Анна Вальцева "Счастливый человек". Советую прочесть ее всем, кому понравились картины Валюса и вообще, кто любит искусство. И мечтаю увидеть эти картины вновь. Какой замечательный художник, сколько экспрессии в его аллегорических картинах, как нежны и грациозны цветы, как точен графический рисунок.

Как неистовы его краски. Я не искусствовед, трудно найти точные слова, чтоб передать то сильное впечатление, которое производят эти полотна. Жаль только, что многие работы Валюса не могли быть представлены на этой сравнительно небольшой выставке. Хочется думать, что картины Валюса можно будет увидеть еще и в залах Союза художников. Большое спасибо устроителям выставки.

Бер... . (и дальше неразборчиво) Научный сотрудник.

 

А здесь художница из Тбилиси.

 

К чему многословье. Выставка прекрасна. Надо обладать тонкой душой и нести людям большую любовь, чтобы создать такие работы.

Работы заставляют думать, чувствовать, сопереживать. Благодарю за минуты светлой тихой и задумчивой радости.

Грузинская фамлия ...швили тут только видно. Тбилиси.

 

Дальше, стихи

 

Искусство воздухом дышит страстным.

Жить и всю жизнь искать.

Но гладиолусам, астрам

Долго еще сверкать.

 

Две подписи. Алтай.

 

Мирошниченко, город Сыктывкар:

 

Спасибо еще за один талантливый взгляд на нас и время. За праздник встречи.

Это будет жить с нами и после нас. Спасибо. Жаль уходить. Хотелось бы увидеть и другие работы П.А.Валюса. Надеюсь, что расставание будет недолгим. До встречи.

Подпись и написано урбаноид, т.е. это архитектор.

 

Так еще. Тут адвокаты, они суховато так пишут, просто, ну прочту.

 

Выставка произведений Валюса доставила огромное истинное эстетическое наслаждение. Такая реакция зрителей свидетельствует о безусловном таланте художника. Большое спасибо. В особенности хороши лаконичные изящные рисунки. (Это адвокатам понравились)

 

А это какой-то программист пишет. Молодой парнишка.

 

Работы Валюса не просто красивы, они прекрасны. Красивое может быть фальшивым, прекрасное никогда. Никакой надуманности. Все честно.

Евгений (не разбираю фамилии), программист.

 

А это запись, астрофизик. Ростислав Полищук. Я его не видела. Я оставляла книжку. 23-го мая.

По-моему, это очень современная живопись. Горячая, обнаженная, даже резкая по цвету и форме кое-где. Петр Валюс не академичен.

Жизнь, наверное неожиданно для него самого, высекла из него искру искусства. Экспрессия и необыкновенная искренность его лучших работ подкупает и западет в душу. По фотографиям видно, что художник был светлым и мягким человеком. А в картинах буря. Эмоциональная безудержность. Особенно хороши, по-моему, натюрморты. В них огонь укрощен. В "Десятом круге" и "Материнстве" видна некоторая рассудочность. А в натюрмортах самое то. Лирическая душа и крик боли, побежденный гармонией. Короче, человек и живопись настоящие.

Астрофизик.

 

А это пишет такая Алла Белякова, прозаик и художник. Так называемый писатель у мольберта. Так она подписалась. У нас выставки бывают "Писатель у мольберта", вот она выставляется. Она пишет в виде письма ко мне.

Дорогая Анна Витальевна, мне необычайно близка таинственная ярко цветная радостная и печальная живопись Петра Адамовича. Я рада, что я снова встретилась с его картинами, вошла в его волшебный и сложный мир, насладилась светоносными красками его изящных натюрмортов, удивилась их странности и прелести его картин. Никогда мне не забыть, что именно Петр Адамович Валюс когда-то, в прекрасной нашей Малеевке, увидев мои первые живописные работы первым благословил меня на серьезное занятие живописью, которой я со всеми муками и радостью занимаюсь вот уже больше 10 лет. Я счастлива за вас, что эти картины цветут на стенах нашего дома своими чистыми благородными красками, что картины эти притягивают к себе наши глаза и души, что их видят люди, что они дышат и живут. Что в них чудо искусства. Благодарная за это вам, Аничка, и нашему Дому. Счастливый зритель

Алла Белякова. Прозаик и художник.

 

А это пишет молодая художница из Казани.

 

Впечатление от работ Петра Адамовича настолько глубоко и сильно, оно живет в моей душе уже много лет. С тех пор, как мне впервые посчастливилось увидеть эти удивительные прекрасные произведения искусства в доме Анны Витальевны. Поражает свобода выражения волнующих каждого современного человека идей и чувств, сила цвета в произведениях художника. Живопись такого высокого художественного смысла очень редко можно увидеть на выставках, к сожалению. Очень хочется выразить радость и благодарность Анне Витальевне и всем тем людям, кто подарил возможность встречи с этой великолепной живописью. Выразить многое, но, к сожалению, не укладывающееся в слова. Но вспыхивающее словно фейерверк в душе при восприятии картин, темпер, рисунков. Впечатление это никогда не сотрется в памяти тех, кто хотя бы однажды увидел эти вещи. Оно будет жить и вдохновлять людей, укреплять веру в жизнь, веру в волшебную силу искусства.

Данилова, художница

 

А это тоже Данилова, но геофизик.

 

Большое спасибо за выставку работ Петра Адамовича Валюса. Давно мечтала посмотреть его картины, прочитав книгу "Счастливый человек" Много слышала об этих картинах, но увиденное поразило своей необычностью и совершенно невероятной впечатляющей световой гаммой.

Спасибо всем за... ( в общем, тут меня она хвалит...) за подаренные возможности встречи с миром Валюса.

Геофизик.

 

А это:

 

Картины очень необычные, не похожие ни на какого-либо другого художника, очень красивые, умные, тонкие. Спасибо за выставку.

Детский почерк. Написано С. Мироненко.

 

Спасибо за эту выставку, за открытый нам мир одухотворенности, природы, любви. За мир цвета и света.

 

Ну, это так, благодарность. Не знаю, кто. А это химик пишет.

 

Была на посмертной выставке Валюса в его студии. Поразила тогда яркая своеобразная умная живопись. Особое впечатление произвели тогда картины "Десятый круг ада" и "Шов", а также акварели, изображающие гладиолусы. Рада новой встрече.

 

Какая-то химик. Тут художники:

 

Было очень приятно опять встретиться после долгого перерыва с работами Петра Адамовича. Прекрасное чувство цвета и эмоциональная раскованность выражения внутреннего напряжения делает его творчество значительным и запоминающимся. Большое спасибо организаторам выставки.

Художники (несколько подписей).

 

А это тоже 2 подписи какие-то, ну в общем, это такие же. Ну, могу.

Это современный реализм. Произведения заслуживают постоянной экспозиции, а не двух недельной.

Подписи. Неразборчивый почерк.

 

Другое:

Спасибо за такую выставку. Надеемся в ближайшее время встретиться с П.А.Валюсом в других крупных музеях.

 

А зто Ира Шофман.

 

Это прекрасная встреча с Петром Адамовичем, которая не может оставить равнодушными тех, кто с ним сталкивался. Он будет всегда жить в своих произведениях. Спасибо.

 

Какая-то тоже. Три подписи детские.

- Очень рады, что попали на выставку Валюса. Восхищены его работами. Большое спасибо за выставку.

 

Тут какой-то научный сотрудник. И. Мазин. Не знаю, кто это.

 

После 10-ти летнего перерыва я снова ощутил необыкновенное чувство прикосновения к чуду. Нелепо и обидно, что один из лучших советских художников в течение 10 лет был недоступен зрителю. Полностью присоединяюсь к отзыву, Е котором поднимается вопрос о постоянной экспозиции картин Валюса. (Добавлю, и об издании их)

Научный работник.

 

Научные сотрудники НИИ приборной автоматики. Несколько подписей тоже.

Получили огромное удовольствие от встречи с творчеством настоящего и большого художника. Великолепная техника, мастерство рисунка, колористическое чутье, философская наполненность произведений, все привлекает в работах художника. Жаль, что широкие круги любителей искусства так мало знакомы с творчеством Валюса. Было бы неплохо издать альбом репродукций работ Петра Адамовича и серьезную искусствоведческую работу о жизни и творчестве. Большая признательность устроителям выставки.

 

А это кто? Это семья Левертовых.

 

К сожалению, основная часть людей не знает наших художников. Многие из них известны лишь узкому кругу специалистов. Только благодаря энтузиазму людей близких и родных имена художников постепенно становятся известными более широкому кругу любителей прекрасного.

В счастливый день судьба свела нас с А. В., дома у которой удалось впервые увидеть чудо творения - картины П.А.Валюса. Как духовно богаче и тоньше становишься, когда соприкасаешься с таким огромным искусством, таким огромным талантом. Низкий поклон А.В., что она сумела сохранить картины и добилась устроения выставки. Впечатление от выставки огромное, натюрморты никого не могут оставить равнодушными. Такое буйство красок. "Десятый круг ада" и "Горе" просто переворачивают все внутри. Спасибо за выставку.

 

А это член СП Данько из Самарканда. Первый раз видела.

 

Огромная сила красок, цвета. Великолепная гармония дисгармоний. Полотна Валюса достойны большого музея.

 

Еще какая-то подпись, художник.

Отличный художник. Высокая культура. Свобода, выразительность. Глаз подлинного живописца. Молодые, учитесь смотреть так на мир. Подпись. Художник.

 

Тоже какие-то, да. Вот тут, член Союза писателей СССР Наталья Романова. Фирочкина.

Прекрасные и удивительные картины увековечили память большого художника.

 

Потом студент, художник Ф. Кадымов.

Великие говорящие цветы. Фантастический реализм, (подчеркнуто) Огромный человек. Необъятный художник. Жаль, что выставлено очень и очень мало работ. Надеемся встречаться еще и еще. Спасибо.

 

А это, я пришла, а там уже ходила какая-то старая женщина и плакала. А потом подошла, она вся тряслась, и сказала, вы меня не узнаете? Я училась с Петей в институте. Ну, я только фамилию помнила, узнать, конечно, было невозможно. И вот дрожащим почерком она написала следующее .

 

Знала П.Валюса по совместной учебе в строительном институте. Это был прекрасный, честный и порядочный человек. Очень рада, что познакомилась с его работами. Они мне очень понравились. Надеюсь, его работы покажут еще раз.

Заговалова Фаина, не помню, не знаю

 

Потом какая-то, детский почерк Л.В.Иванова.

Встреча с прекрасным, тем, чего так не хватает. Спасибо.

 

Тоже художник:

Рады новой встрече с Валюсом. Цветы Петра Адамовича не увяли и будут жить вечно. С нетерпением ждем Большой Выставки, (с больших букв) Огромное спасибо за все на встрече, которую мы никогда не забудем.

 

Тут какой-то профессор пишет и видимо, да, видимо его жена. Так:

 

Многоуважаемая Анна Витальевна, прочитав обращение дуга, напечатанное на двух страницах в этой книге, (это Эмика) я понял, что ему в жизни очень повезло. Он видел больше и чаще, и понял замечательного художника Валюса глубже, но спасибо вам большое, что и мне и многим, кто придет сюда позже, вы дарите возможность хоть краткого свидания с работами вашего замечательного мужа.

С вашего разрешения я постараюсь рассказать о Петре Валюсе своим друзьям и коллегам и доставить им радость и возможность составить о нем свое личное мнение. Будьте счастливы.

Профессор Мазин.

Спасибо еще раз.

Мазина А.И.

 

Вторично встречаюсь с этим прекрасным художником. Трудно передать словами свои впечатления. (Это были в мастерской. Двое тут.)

Поняли только одно. Обязательно придем сюда еще раз. Очень бы хотелось, чтобы выставки Валюса организовывались почаще. Мы не специалисты, но считаем, что таким картинам, как "Десятый круг", "Горе", "Увядание" и многим другим место в лучших музеях страны.

Научный сотрудник и воспитатель детдома.

 

А это профессор физики, друг Фридриха. И его жена. Вот следующее, я сейчас буду читать.

 

Спасибо за выставку художника, писавшего потому, что не писать он не мог. Человек большой души воспринимал и нелегко переживал все проблемы окружающей жизни. Его картины - свидетели его дум и чувств. И соответственно свидетели своего времени. Большая благодарность другу и спутнику его жизни.

 

Потрясающе.

Виктория Токарева.

 

Это такая у нас современная и очень модная писательница. А это поэт

 

Яков Белинский. Он очень любил папины вещи и вообще и с папой в добрых отношениях был.

 

Поэт, философ, дерзновенный живописец. Не первый раз вижу работы Валюса и каждый раз "уношу с собой как впервые этот радостный мир. Глаза не могут насытиться этим празденством красок. А какая безошибочность и красота набросков и графики - цикл обнаженных.

Яков Белинский.

 

Пишет студентка второго курса интерьеров Строгановского института Вдовина. Очень скромная девочка, ходила очень долго. Потом попросила сама эту тетрадку и написала.

 

Впервые встретилась на выставке с творчеством Петра Валюса. Очень понравилось. Яркий самобытный талант. Жаль, что часто мы узнаем о жизни и творчестве большого мастера только после его кончины. Приятно, что в моей жизни состоялась замечательная встреча с талантом. Спасибо.

 

Тут какой-то актер, бывший студент ГИТИСа из города Львова.

 

Большое спасибо устроителям выставки. Встреча с таким самобытным талантом, с творчеством художника-труженика, помогает нам расти и внимательнее всматриваться в жизнь. Понравились особо картины "Горе", "Материнство", "Москва, 41 год". Поразила гамма цветов, натюрмортов. Спасибо.

 

А это переводчицы. 2 такие, наши известные.

 

Выставка - огромный подарок людям. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с творчеством этого замечательного художника. Безусловно картины Валюса должны быть в музеях и Третьяковской галерее. Тонкость красок, глубина восприятия мира поразительны.

 

Тут какой-то художник:

 

Художник Валюс очень живой, непосредственный, раскованный, чистый, честный и искренний. Без фальши. Увы, не так часто в наше время. Спасибо ему и тем, кто устроил эту выставку.

Художник.

 

Незабываемое впечатление оставляют картины Валюса, удивительная гамма красок, полутонов, живые вибрирующие мазки, трепетная живая душа цветов передана в его натюрмортах. Особенно запомнились "Три белых тюльпана" и "Цветы под дождем" - лиловая симфония красок, проникнутая особым музыкальным настроением. Гармония, поэзия и красота древнерусской живописи потрясает душу в картине "Тишина. Суздаль". Очень бы хотелось видеть картины художника в музеях.

Какая-то Столбина, Москва.

 

Каждое произведение Валюса воспринимается как первое и последнее откровение художника. Через цвет он передает духовную сущность пережитого времени и увиденного им мира.

Художник Петушков.

 

Так много вложено души и смысла в эти прекрасные полотна. Смотреть и смотреть.

Геолог, это валин знакомый. По-моему, Шахотько.

 

Так, дальше. А это пишет Ефим.

 

12 лет мне казалось, что я знаю эти картины. Я ошибался. Только сейчас узнал их в этом зале, где воздух, свет, пространство. Здесь картины другие, лучше. Еще лучше. И это радость не только и не столько для картин, сколько для нас, зрителей. Думаю, в музейных залах работы эти стали бы еще прекраснее. Но мечты мечтами, а пока спасибо устроителям выставки : Центральному Дому литераторов, художественному совету, рабочим, развешивавшим картины, мастерам, сделавшим рамы. (Рабочие, вообще, великолепные были. И рамы хорошие.) Анны Витальевны нет в этом списке, не могу назвать ее среди устроителей. Она не устраивала выставку, она ее выстрадала. Вы ее выстрадали, Анна Витальевна. Я бы сказал, символично, что среди работ Петра Адамовича есть на выставке и ваш портрет. По-моему, здесь он тоже прекраснее, чем дома. Как и вы.

Ефим

 

Вот так. Зиновий Паперный.

 

Давно знаю и люблю Петра Адамовича Валюса как художника и человека. Он был человек спокойный, мягкий, обаятельный и даже кроткий. И как в его кроткой душе жила смелость, необычность художника, нежелание идти проторенными путями. Он сам рассказывал, в его творчестве произошел переворот, расхотелось писать картины как все, как принято. Блок сказал, поэты дороги не тем, в чем они сходны, а тем, чем они различаются. Выставка П.А.Валюса - праздник для каждого, кто его знает и любит.

Паперный.

 

А это пришли мальчик и девочка, студенты Физтеха. Долго очень ходили и симпатичные ребята. И написали вот такое.

 

Студентам технических вузов, увы, часто не хватает слов, чтобы выразить свои ощущения, переживания. Да и эти переживания имеют, к сожалению тенденцию становиться упрощеннее, примитивнее. Как хорошо, что такие художники, как П.А.Валюс, чьи картины так мало известны широкому кругу, заставляют нас, веселых и беспечных, в своей вседозволенной молодости, подумать и о красоте, и о безобразии, ужасе конца света, ядерной катастрофе. Я мало знаю людей, которые так близко принимают к сердцу судьбы нашей такой хрупкой, беззащитной как три белых тюльпана планеты. И да здравствует любовь, которая может вдохновить художника на создание необыкновенного по силе и выразительности портрета, "Портрета жены". Пусть эти чувства чаще приходят к нам в рутинном и сером настоящем, заставят увидеть красоту в природе и людях.

Студенты Новикова, Музыченко.

 

Потом художник пишет.

 

Очень приятно вновь встретиться с искусством Петра Адамовича. Его работы говорят о сильном и живописном видении и большом профессионализме его как художника. Спасибо его жене. И Дому литераторов, что позволили эту выставку. Она безусловно доставит много радости всем, кто увидит ее.

 

А это очень хороший писатель Леонид Луховицкий, молодой.

 

Выставка потрясает. Какое счастье, что жил такой художник. Какое счастье, что живы его картины.

 

Какой-то Острецов. Кто это, не знаю.

Очень радует вторая после 68-го года встреча с таким самобытным и интересным художником. Жаль, что эту выставку отделяет от последней целых 17 лет. (Это он в курчатовском видел). С творчеством такого мастера должны знакомиться как можно больше народу. Не так часто Москва балует нас такими событиями в своей культурной жизни. Хочется надеяться, что в Москве найдется достойное помещение, где можно будет продемонстрировать более полную экспозицию. Уверен, что новая встреча с таким прекрасным художником, как Петр Адамович Валюс, доставит людям большую радость. Низкий поклон и большое спасибо тем, кто организовал эту выставку.

 

Я не знаю, кто это писал. Так. А это пишет химик Цукерман. Помнишь его? (Еще бы я не помнил!) Начальник Толи Мамциса.

 

Счастлив снова через 17 лет встретиться с творчеством замечательного художника и замечательного человека П.А.Валюса. Искренняя благодарность тем, кто предоставил широкому зрителю возможность узнать имя Валюса. Верю, что настанет день, когда его произведения займут достойное их место в музеях страны.

 

Так, пишет какой-то художник. Святский.

 

С огромным интересом посмотрел выставку Валюса. Открыл для себя художника с особым неповторимым видением окружающего. Хотелось бы особо сказать о мастерски доведенных до совершенства рисунках.

Хотя в них и прослеживается пристрастие художника, но при этом, как у всякого талантливого и глубокого мастера, традиции переплавляются яркой и самобытной натурой художника.

 

Он мне сказал, я тоже обожаю Матисса. А это, значит, Софья Моссесовна Хитарова.

 

Каждая встреча с картинами Валюса приносит радость и вызывает душевный подъем. В картинах его подкупает философская суть. Жизнь прекрасна, говорит художник, и умеет внушить это чувство нам. Спасибо Анне Витальевне, организовавшей выставку.

 

В общем, у меня на этой выставке встреча была со всей жизнью. Эх. Тут, значит, какие-то написали психолог и кинорежиссер

 

Каждая картина - удар эмоциональности. Как хорошо, что художник дал цвету всю его силу непосредственного воздействия и проникновения в сокровенное человека. Как жалко, что эта выставка проходит без самого художника. Личность такой чистоты душевной и такого полета так нужна для поддержания жизни. Спасибо художнику за утверждение силы искусства, силы духа, силы человеческой личности.

Психолог и кинорежиссер. (Две подписи)

 

А это пишет Ирина Кантор, биолог, мать 4-х детей.

 

Некоторые люди, их слово, их творчество, их жизнь оказывают на наши судьбы влияние определяющее. Таким человеком в моей судьбе, формировании моей жизни стал Петр Адамович Валюс. Чем дольше я живу, тем более и неожиданнее понимаю и открываю это для себя. Он прожил жизнь очень неординарную, весь посвятив себя познанию жизни и смерти через свое творчество, постоянно отказываясь от того, что мешало этой главной цели. С его творчеством в известной полноте я впервые столкнулась в 68 году на выставке института имени Курчатова, мне было тогда 19 лет. Образы, которые я увидела тогда на его полотнах впервые не только остались навсегда со мной, но они еще ярче проявились в душе со временем. Это незащищенность и хрупкость жизни, ее невероятность в мире тления.(Чудо, дар Божий)Святость и жертвенность материнства. Картина "Суздаль, тишина" иконографична.

О том же говорят картины "Москва, 41 год", "Десятый круг", "Материнство". Здесь не представленная картина "Поверженный" произвела на меня тогда неизгладимое впечатление. Потом тот же образ встретился в творчестве Сальватора Дали. И наконец в русской православной иконе. В распятии. Тогда я поняла жертвенность человеческой жизни, отдание себя на крест ради других, ради всех, как высший и единственный смысл жизни. А начало этому пониманию, толчок к нему дало творчество Петра Адамовича. Картины "Лета", "Ника 20-го века", "Десятый круг" с годами делаются все более и более современными. Спасибо Петру Адамовичу за его жизнь и творчество. Спасибо Анне Витальевне за выставку.

Ирина Кантор, биолог, мать 4-х детей.

 

А перед этим, это я перелистнула, значит, написал детский писатель Яша Аким. Яков Аким, он знал папу, они внешне похожи были, их принимали в Малеевке за братьев.

 

Какая мудрость, выстраданная любовь к людям светится в работах Петра Адамовича Валюса. После этой выставки хочется, как в старину говорили, подумать о душе. Немногим людям удается оставить после ухода из жизни такое драгоценное наследство. Досадно, несправедливо и, пожалуй, расточительно, когда работы прекрасных художников годами лежат без отдачи зрителю. Поскольку они нужны и могли бы сделать стольких людей лучше, добрее и терпимее друг к другу. У книги талантливой всегда есть свой читатель, книгу можно купить, взять в библиотеке, а картины, необходимо восстановить справедливость, подумать не только о памяти, о заслугах замечательного художника, но и о тысячах подлинных ценителей прекрасного. Спасибо за выставку.

 

Цитата, видно, какая-то:

"И суть светящейся вселенной в цветке проявлена,

И нам тепла и света перепало,

Трагедию смывать улыбкой дано немногим."

 

Какая-то подпись. Спасибо. Подпись какая-то.

 

Теперь Вера Маст. Помнишь нашу соседку по Петровским линиям, потом по Красносельской?

 

Как нужны нам такие необыкновенные, неоценимые ценности, как работы Валюса. Какая мудрость, доброта, глубина. Какая боль за то, что приносит горе людям. И вместе с тем его картины делают людей счастливыми. Как современны его картины. А какие краски! Они незабываемы. Сколько философии. Проникая в его работы, люди должны стать честнее и лучше. Спасибо за выставку. Ее должны увидеть многие-многие.

 

А тут какая-то, очень такая выпендривалась красотка такая ходила, э, из Дюшанбе (Уж не Тамара ли Сабитова, но она не красотка, а просто красива была лет так 20 назад) И подписала, причем Дахаева, значит какая-то восточная.

 

Восхищают рисунки и серия обнаженные, в каждом чувствуется иудейский мотив и характер. Постскриптум: Все остальное не нуждается в комментариях.

 

Вот и такая запись.

Какой исключительный художник, картины сильнейшим импульсом проникают в душу. Какая поэзия. Пастернаковская.

"Как заливает камыши

Волненье после шторма,

Ушли на дно его души

Ее черты и формы."

 

А это значит, вот, следующая запись тут имеет некоторую историю. Значит, месяц назад, наверное, я получила письмо из Могилева. От читателя "Счастливого человека", который, значит, прочитал книжку и спрашивает, где бы посмотреть Валюса. Я ему послала приглашение и буклет. Так, без всякого письма. И вдруг звонок телефонный, уже в конце выставки, значит, из Могилева, можно ли приехать в воскресенье. В воскресенье закрыто. Тогда я постараюсь приехать в субботу, это вот ваш читатель. Я говорю, ну, вы подойдите ко мне там. Ну, когда я пришла на выставку, мы с Лией приезжали к 12, там уже ходил какой-то молодой человек, так, прихрамывающий, с двумя фотоаппаратами. Цветным и, значит, таким, черно-белым.

И потом он подошел ко мне и сказал, я вот из Могилева. Вас беспокоил,

Я говорю, да, кто вы, что? Преподаватель математики в педвузе. В общем, очень симпатичный. И он, я уверена, пришлет хорошие фотографии. Те, что я посылаю тебе сейчас, тети алин друг делал, а печатала она сама, но говорит, что сделает лучше. Так что это самые первые. Будут еще и хорошие Значит, этот могилевец что пишет.

 

Смотреть на мир глазами этого художника - это значит стремиться сохранить, защитить хрупкую живую красоту Земли. Искренне рад знакомству с этим Человеком большого и доброго сердца. Спасибо Анне Витальевне Вальцевой за то, что своей книгой "Счастливый человек" она познакомила меня с ним.

Михаил Буловацкий, город Могилев.

 

Следующая, 2 подписи.

После 14 лет впервые мы на выставке Валюса. (Значит, это из мастерской) По силе впечатлений сравнить его не с кем. Ведь это же наш современник, а как мало он известен своим современникам. Невосполнимая потеря. Такое творчество утоляет голод души и делает ее богаче, возвышает и ранит. Он всего себя вложил в творчество, и мы это чувствуем и благодарны и низко кланяемся и ему и его верному другу, спутнику его и при жизни и вечной памяти, его жене. Подвижничество ваше оценим не только мы. Искусство Валюса для потомков. Ваши искренние почитатели.

Вот. И, значит, какой-то, а, это, м-м, твой коллега, который стихи когда- то писал папе. Игорь.

 

С благодарной радостью за чувство приобщения к возносящему творчеству Петра Адамовича, его страдающей светлой душе.

 

Этот Игорь. И он же привел этого музыканта, Петра. Который написал следующее.

Удивительное впечатление. Картины звучат, как бы поют. Гармонически, когда цвет, мелодия, когда линия. Карины говорят, живут, активно действуют из рамы. Ошибиться здесь нельзя. Подлинники действуют сверх понимания и объяснения. Во всем чувствуется львиная лапа мастера. Художника. Знал о картинах со слов Валерия В. и Михаила М. Вижу в первый раз. Ну, а подлинное, оно навсегда. В надежде на повторные встречи с Петром Валюсом.

Музыкант Петр.

 

Сейчас маленький перерыв, потому что мне надо ехать на выставку. Сегодня последний день выставки. Завтра с утра приедут рабочие, будем разбирать. Жалко ужасно. Но я откупила 15 рам для темпер и 2, значит, окантовали те, которые не были окантованы. "Абитуриентка" и "Большой кактус". Так что масло все будет в рамах, а, значит, сохранять все в рамах, стеклах невозможно. Ну, я вот 7 взяла. А, 7 повешу, а остальные пускай стоят. Ну, ладно. Пока.

Вернулась с выставки. Ну, последний день прошел хорошо. Народу было, в общем, много. Но не очень много, с мастерской, конечно, не сравнить. Но сегодня все-таки было, потому что знали люди, что последний день. Особенно много пришло в последний час. Ну продлили на 2 часа, там в большом зале не было никаких мероприятий. Поэтому подходили, под конец пришли очаровательные 3 десятикласницы. Долго шушукались, смотрели, потом ушли, потом вернулись с красными гвоздиками. Принесли мне их и говорят, а мы читали "Счастливого человека". Вот, это катина книжка, она 5 раз ее читала. И нам давала читать. И как мы только узнали, что выставка Валюса есть, а мы поняли, кому посвящена книга, мы прибежали. В общем, они меня проводили домой, помогли мне притащить книги, я уже все забрала из витрин. И фотографии, и книги, которые папа оформлял. Эскизы там были. Одна витринка была мои книги, которые он оформлял, и в середке был "Счастливый человек" с посвящением. Чтобы знали, что есть такая книга о папе. Ну, вот и все. Теперь я немножко отдохнула и буду продолжать тебе читать следующие записи из книги отзывов. Значит, здесь вклеены 2 страницы. По-моему, это самая лучшая запись. Сделала ее известная тебе Раечка на коляске. Раиса Андреевна Иванникова. Она приезжала в субботу. Привозила ее подруга. Ну, посетители мои, значит, я кликнула клич и пятеро мужиков втащили ее коляску по лестнице, ну, она смотрела долго, потом, значит, мы разговаривали, потом так же, значит, парни молодые снесли. В общем, конечно, удивительный она человек. Просто удивительный. Ну, на следующий день пришел парень, принес куст сирени, буквально, белой сирени охапку огромную от нее. Ее знакомый. Молодой парень, физик. А сегодня пришла женщина и принесла 2 странички, написанные Раечкой. Отзыв, и просила, я сказала ей, я позвонила и сказала, что вклею это в книгу отзывов. Вот, тебе читаю.

Первая посмертная выставка художника Валюса, организованная ЦДЛ благодаря усилиям А.В.Вальцевой, спутницей жизни и соратником Петра Адамовича по искусству, так тщательно продумана по экспозиции картин, что тактично способствует глубокому восприятию и постижению такого сложного художника, каким является Валюс. Мощный темперамент художника и интеллигентность беспокойного мышления, мастерство тончайшего колориста и новые, свободные формы выражения потрясают снова и снова. Тревожат и заставляют освежающим взглядом посмотреть на окружающий нас мир. Мне представляется, что Валюс видит жизнь из космических высот. Отсюда его предельная обобщенность при всей конкретности образов и мыслей. В "Тишине" проникновенная молитвенность, чистота линии и высокое состояние духа, идущее от Рублева. Угроза еще неродившемуся в мире с мрачным небом, низвергающим смертоносные бомбы, в картине "41 год". Гармоничная красота природы нашей страны на всех долготах и широтах, как условие, как основа для благоденствия всего сущего на земле, это "Ангара" и "Енисей", "Коктебель" и "Таллин", и "Десятый круг" - апокалипсис 20-го века. Элегантность, чарующее изящество и буйство красок "Цветов" от полевых до выращенных человеком в темперных работах. Весь наш микро и макро мир дорог художнику, любим им до боли от сознания, что он и велик, и хрупок. Вечен, но живет в постоянном страхе самоуничтожения. И философские живописные полотна, и камерная темпера, и лаконичная острая линия графики - это вклад в духовное богатство нашей культуры. Картины бережно хранятся Анной Витальевной. Художественному наследию Валюса дана вторая жизнь в ее книге "Счастливый человек", у которой есть свой читатель так же, как у Петра Адамовича свой зритель. Но как безмерно жаль, что картины после закрытия выставки перестанут быть общедоступными. С глубокой и сердечной признательностью Анне Витальевне, которая приобщает нас к сложному по своей духовности, ценности миру Валюса.

Раиса Андреевна Иванникова. Редактор НИИТИ.

 

Тебе от нее привет. Самый, самый сердечный. Читаю дальше. Пишет актер Виктор Сидоров:

 

Настоящее Искусство всегда удивительно. Во всех картинах и рисунках Петра Валюса поражает свет. Любые явления мира, от рождения до гибели, освещеные им, утверждают вечность жизни... И, хотя жизнь человеческая имеет начало и конец, след, оставленный художником, имеет начало, но не имеет конца. Спасибо вам, Анна Витальевна, за то, что вы в очередной раз помогли взлететь синей птице искусства счастливого человека в весеннее московское небо.

Это написал актер так красиво. Какой-то В.Данилов:

Эту живопись должны видеть люди. Как можно больше людей. Спасибо.

 

Дальше. Актриса Алла Константинова.

 

Поражает поэтическое восприятие мира, огромная внутренняя напряженность, мудрость, насыщенная цветовая гамма, печаль и грусть, исходящая от цветов. Работы заставляют думать, сопереживать. Спасибо за эту встречу.

Актриса Алла Константинова.

 

Значит, пишут Жак - библиотекарь, А. Лихтер - физик. Это пожилая пара была. Вчера они были.

 

Спасибо устроителям выставки, показавшим нам работы такого оригинального яркого художника, к сожалению, мало известного широким кругам. Спасибо жене художника, писательнице Анне Витальевне Вальцевой за книгу "Счастливый человек", посвященной его памяти и сделавшей нам близкими и понятными многие из его картин.

 

Ты посмотри, я ведь никогда не думала, что у меня столько читателей. Вообще, эта выставка меня так поразила тем, что очень много из нашей мастерской пришли, те кто были когда-то, ведь 10 лет назад была закрыта мастерская, они помнили, как услышали, что Валюс и прибежали. Очень многие. И вот то, что многие читали "Счастливого человека". Это, конечно, удивительно. Неожиданно, во всяком случае. Ну, читаю дальше. Какой-то врач написал. А, я помню, врач педиатр. Пришел. В это время пришла Танюшка с Юркой со своим племянником, борькиным сыном и с Анюткой маленькой. И, значит, эта Анютка гоняла там, знаешь, девочка в такой узкой квартире живет, а тут такое пространство. И, значит, топала, кувыркалась, очаровательная девчушка. И потом уходила, мне все кричала, тетя Аня, до свидания, и тут вошел какой-то человек, я не знала, кто. Она говорит, дядя, до свидания. Ей 2 с половиной года. И этот дядя вдруг расплылся и сказал, какое очарование --. Оказался вот врач педиатор. Вот, что он написал.

 

Ну, я в другой раз прочитаю, что он написал для того, чтобы рассказать тебе, чем все это кончилось.

 

Я разослала во все соответствующие организации письма, которые мне, конечно, подсказал Даня, с предложением приехать, посмотреть выставку и купить или предложить купить что-то с выставки. Картины. Ну, вот. Никто не приехал. Геля (Ангелина), значит, тоже, своих там уговаривала приехать музейщиков...

 

Конец кассеты. Вторая кассета.

 

Сегодня 7-е июня.85 года. Прошлую кассету я наговаривала 4-го. Первую. Это вторая кассета. Первая сторона. А-эх, ну, вчера, позавчера, 5-го был последний день выставки. В общем, было народу довольно много, но вообще трудно подсчитать, сколько было всего посетителей. Потому что выставка работала в очень неудобное время, с 12 до 5-ти. А вечером были мероприятия. И проходило то кино, то театр, спектакль какой-нибудь, то какое-нибудь собрание, и приходило много народу, большой зал был полон. И те, кто там был, мне многие звонили из тех, которые были вечером, и те, кто были там, говорят, что очень много вечером смотрело народу. Ну, а днем, не думай, что это было, как в нашей мастерской. Ну, как-то, в самые лучшие дни было по 50-60 человек. Но таких дней было мало. А один день было всего 2 женщины пришли. Дождь, правда был жуткий. И темно очень было общем, я не могу сказать, сколько человек посмотрело. Итог выставки такой: все-таки посмотрели. В основном те, кто был в мастерской, но они приводили каждый 2-3-х, и вот, я тебе уже говорила, читатели "Счастливого человека", что для меня было совершенно неожиданно. Ну и приходили просто люди, которые слышали от кого-то. Ну, в общем, как всегда. Вот, а потом еще, значит, главный итог был тот, что это первая официальная выставка, в Москве. Понимаешь. И уже, значит, многие подходили, понимая ситуацию, говорили, значит, это уже под эгидой союза художников идет? Я говорила, да, Союза художников и ЦДЛ. Вот. Спрашивали очень многие, когда будет следующая. Ты понимаешь, как я могла на это ответить. Вот. Спрашивали очень многие, почему 10 лет, где была спрятана эта живопись? Многие спрашивали, есть ли у него еще работы. И почему не все помещены, которые они помнят, я говорила, а что, где можно еще что-нибудь вклинить? Потому что несколько рам с рисунками у нас не поместились и стояли просто прислоненными. Вот, надо тебе сказать, что Лия, которая была все время со мной, она все дни приходила, в общем, тут жила, очень мне помогла, очень. Она мне все время говорила: не жалей. Когда я так, знаешь, вдруг, засомневалась, правильно ли мы поступили, когда увидела успех выставки, людей так вот, правильно ли мы с тобой поступили? Она сказала, правильно. Правильно, потому что, ну подумай, что "Инквизицию" что ли, где бы повесили?

Когда мне пришлось драться из-за "Русалки", из-за "Материнства" и из-за "Суздаля". Понимаешь. Так что уж какая судьба была бы там у других, у "Леты", у "Ники". Или "Се ля ви". Т.е. это наверняка не было бы. А темперы - темпер достаточно. Понимаешь. Мы дали рисунки, первый раз. И многие очень говорили, слушайте, мы не подозревали, что он такой замечательный рисовальщик, (перерыв в записи)

Продолжаю. В общем, начинаю с конца. Вчера, когда разобрали мастерскую и рабочие повезли работы домой и в то время, когда они тащили в двери, по лестнице "Десятый круг", двери были раскрыты, раздался телефонный звонок. Звонила женщина из министерства культуры СССР. И сказала, мы получили ваше письмо с предложением посмотреть выставку и что-нибудь закупить для Третьяковки или для наших музеев. Мы посмотрели и, вы знаете, мы не нашли возможным что-нибудь закупить. Но мы вам рекомендуем обратиться в экспортный салон. Вот так. Мы вам дадим рекомендации туда. Там примут ваши вещи и, значит, вот таким образом советуем распорядиться. Ну, я была рассвирепевшая совершенно, потому что еще перед этим был скандал с рабочими, которым запретили везти сюда рамы, и когда услышала "экспортный салон", я, значит, закричала, вы что, хотите, чтобы все картины его были за границей? И так уже там много, вы что, он родился в Москве, жил в Москве и здесь похоронен. Я совершенно... Она говорит, ну вам дадут деньги и больше заплатят. Я говорю, я не заинтересована в деньгах. Мне важно не продать картины, я их продать могла бы с выставки, если вы были на выставке, то вы наверно заметили, ко мне подходили и спрашивали, не продаю ли я картины. Я говорю, мне важно устроить эти картины, устроить на родине художника. А вы меня, понимаете, опять отсылаете в этот экспортный салон. Это просто возмутительно, это просто цинично. И так как я была очень злая, я кричала на нее, и как ни странно, это произвело впечатление. Она говорит, ну, вы написали не так. Я говорю, как я написала? Я написала между прочим под диктовку юриста союза художников. И он знает, как надо. Я вам предложила прийти посмотреть работы и закупить их. А чего я должна была, писать, что я не хочу их продавать через экспортный салон? Мне это в голову не приходило, что вы меня можете направить. Для иностранцев можно, а нашим людям нельзя. Нет, говорит, вы не так ставите, конечно, вы знаете что, я совершенно не знала, стала извиняться, мы пересмотрим этот вопрос. Я вам позвоню и вот мой телефон запишите, в экспортный салон не обращайтесь, мы что-нибудь придумаем. А как вы отнеслись бы к музеям, так сказать, не московским? Я говорю, ну понимаете, лучшие вещи остались здесь. Я их берегу. Если они уйдут в провинцию, а потом Москва опомнится, что будет брать? Она говорит, ну, мы подумаем, поговорим. В общем, мы вернемся к этому вопросу, пожалуйста, запишите мой телефон, давайте держать связь. Вот такой был, понимаешь, разговор. Я вошла в комнату, где сидели грузчики, которые слышали, что какой-то накал идет, у них лица были ошеломленные. А у меня видимо еще хуже, потому что один из них побежал за водой, водички принес мне. Ну, в общем, эти ребята меня утешили. Сказали, ну, значит, вещи ценные, если они их хотят на валюту, за них валюту думают получить.

Они мне все повесили как было, в общем, утешили меня эти ребята. Вот так у меня закончилась выставка. Значит, наверное, будут еще аналогичные звонки из других 4-х учреждений, куда я послала такие же аналогичные письма. Э-ха. Ну что еще тебе сказать. Прочитаю я тебе, пожалуй, статью, которую написал искусствовед из МОСХа. Которая у нас висела там на выставке, которую многие читали. И когда мне задавали вопросы там насчет "Материнства" или "Десятого круга", я их отправляла к этой статье и надо сказать, она мне очень помогла. Парень, который ее написал, значит, посмотрел картины, очень так как-то серьезно и вдумчиво и сказал, разрешите мне написать статью. Ну я подумала, что все равно придется мне, ну, говорю, напишите, ну, думаю, ладно, переделаю. Я не изменила ни одного слова. Вот, значит, я читаю ее. Ну, первое, она называется так, "О жизни и творчестве Петра Валюса." Первая, значит, страничка, он сам отпечатал крупными буквами, крупным шрифтом, ну, первое, биография, которая начинается: "Родился... " и ..."умер", то и другое в Москве. Дальше читаю:

Многие произведения Валюса не укладываются в рамки строгой тематической классификации. Скорее всего они представляют собой некий сплав философской мысли, общественно-социальной позиции и творческого темперамента художника. Даже работы на антивоенную тему, к которой Валюс обращался на протяжении всей жизни, сложнее и многоплановей и поэтому требуют некоторого пояснения. "Десятый круг" - одна из центральных вещей экспозиции. Сам автор говорил, что идея этой картины родилась у него после прочтения "Божественной комедии" Данте. Великий флорентиец описал 9 кругов ада, но тогда, в 13 веке поэт не мог знать об ужасах атомной войны. Но холсте изображены Данте, олицетворяющий искусство, Эйнштейн - наука и женщина с ребенком - жизнь, противостоящая этой опасности. Необычайное композиционное решение, тревожная насыщенная цветовая гамма, яркий, горячий колорит - все говорит о страшной катастрофе, угрожающей всему сущему на земле. Художник не дает категорического ответа на вопрос "быть или не быть?", но где-то далеко-далеко отблеском неведомой звезды теплится огонек спасительной надежды. "Атомная Ника" - современный вариант бессмертного образа в трактовке художника. Женщина- птица с обожженными атомным взрывом крыльями, с перекошенным от боли и ужаса ртом парит над миром. Это произведение Валюса могло бы думается стать яркой запоминающейся эмблемой движения борцов за мир. Художник глубоко самобытный и оригинальный, П.А.Валюс по-своему подходит и к описанию чувства материнской любви. У него материнство в век атома выражается прежде всего беспокойством матери о безопасности своего ребенка. Подобное решение классической темы глубоко современно. В произведениях Валюса, посвященных Отечественной войне нет крови, взрывов и тому подобных ужасов. Но чувство отвращения к войне у зрителя он достигает иными художественными средствами. Мрачным тревожным колоритом, щемящим одиночеством обреченного существа, всем внутренним напряжением, исходящим от полотна. Такова картина "Москва, 41 год". Их других произведений станковой живописи "Речка Бухтарма", "Горе", "Лета" также полон художественных метафор. Для творчества П.А.Валюса вообще характерно поэтическое восприятие окружающего мира. Любовью к родной земле, народному фольклору, древнерусскому искусству отмечены его сказки и "Тишина, Суздаль". Последняя написана по мотивам суздальских фресок и является откликом художника на искусство древних мастеров, которое всегда восхищало Петра Валюса. Листы станковой графики привлекают к себе внимание той же страстной напряженностью цвета, тем же насыщенным звучащим колоритом, что и живописные полотна. Натюрморты Валюса - это особый мир, где каждый предмет словно одушевлен, каждый живет своей самостоятельной жизнью. Его цветы - настоящий гимн красоте. Причем в каждом из них заключена какая-то невысказанная печаль, грусть, может быть по быстротекущему времени, по всему, что навсегда ушло и никогда уже не повторится. Представленные на выставке рисунки и книги, оформленные и иллюстрированные художником, в полной мере раскрывают талант Валюса-рисовалыцика. Настоящая экспозиция - первая посмертная выставка живописи и графики Петра Адамовича Валюса в Москве.

 

Вот так. Вот такая была статья. Он, в общем, этой статьей защитил основные вещи. Что касается "Ники", то у меня очень хорошо оформленный был эскиз к "Нике" этот вот, второй, близкий к оригиналу. К большой картине. А "Лета" - это темпера вот эта, которую мы назвали "Увяданием", в буклете посмотри, а я там подписала "вариант "Леты"". Так что, когда обращались, говорили: "Где?" - я говорила: "Вот." Показывала, какие это работы, о чем идет речь. Ну, вот, что тебе еще сказать? Почитать тебе дальше еще "Книгу отзывов"? Ну, давай. Ну, врача этого, педиатра, я не буду читать, в общем, кончает он, ну в общем, пишет то же, ему очень нравится , но пишет:

 

... Жаль, что только через 15 лет после смерти выставлены его работы.

Теперь значит пишет какой-то любитель "изо". Значит, я продолжаю эту красную тетрадку читать, "книгу отзывов":

 

Искусство П.Валюса созвучно времени. Оно будоражит своим космизмом, какими-то неистрепанными сторонами бытия. Великолепный колорист, музыкант в живописи. Рисунок обаятелен и виртуозен.

 

А это кто-то, не знаю, кто пишет. Не знаю. Детский какой-то почерк.

 

Мне в жизни выпало большое счастье. Я увидела картины П.А.Валюса. А ведь могло бы этого и не случиться. Я далека от искусства, от мира художников. Но однажды много лет назад я попала на квартиру Анны Витальевны, на просмотр картин ее мужа. То, что я увидела, меня ошеломило и глубоко вошло в душу. Подумать только, а ведь могло бы этого и не случиться. Прожила бы жизнь и не увидела бы никогда такую необыкновенную красоту. И сегодня опять такой же праздник души. Радость и грусть необыкновенные. Я снова встретилась с картинами П.А.Валюса. Многих картин, которые я видела раньше, здесь нет. Очень, очень жаль. Но здесь я увидела много новых для меня вещей и опять то же ошеломляюще радостное впечатление. Здесь картины прекрасно смотрятся. Им много света и простора. Их в музее надо выставлять. Страшно даже подумать, как много людей лишены радости видеть работы Валюса, даже ничего о них не знают. Огромное спасибо Анне Витальевне Вальцевой за эту выставку, очень хочется верить, что она не последняя, за книгу "Счастливый человек", которую я и многие мои друзья с огромным интересом прочитали.

 

Подпись неразборчивая. А это детский писатель Юрий Хазанов. Ты его знаешь, митин приятель. Когда Митя маленький был.

 

Очень жалко расставаться с этими красками, с этими мыслями художника. Дай Бог, чтобы они жили подольше.

 

Какая-то Елена Печерская, литератор. Не знаю такого литератора.

 

Удивительные трепетные краски, повторяющиеся из картины в картину. Лейтмотив творчества. Танец цветов под солнцем и дождем в живом струящемся воздухе. Гимн свету, теплу и красоте жизни. Картины Валюса противостоят силам войны, хаоса и разрушения, гибели жизни. Это остро современная и вместе с тем вечная живопись. Потому что вечным может стать только то, что однажды было остро современным. Поэтические, светлые и вместе с тем внутренне драматичные картины Петра Валюса навсегда останутся в памяти тех, кто видел.

Эмилия Александрова, литератор:

 

Удивительно талантливо, своеобразно по колориту. Тонко психологично в графике. Умение заполнить пустоту поэзией. Похоже на стихи или на этин (?) - красота, возникающая из мгновения.

М-м, какая-то Васильева:

 

Прекрасная выставка. Низкий поклон, большое спасибо художнику и, конечно, устроившим выставку.

 

Теперь, А.Сахаров, художник:

 

Благодарю организаторов этой выставки. С живописью Валюса знаком еще с посещения его мастерской в одно из переулков Пречистенки.

И тогда был поражен, это было давно. Сегодняшнее мое впечатление по-прежнему велико, но не настолько, как тогда в мастерской. Когда показывали лист за листом его волшебные цветочные композиции. Но в память об этом художнике надо почаще устраивать его выставки. И должна быть более оперативно поставлена реклама. А то можно быть в Москве и не попасть в ЦДЛ на выставку Петра Валюса.

 

Так. Пишет из города Николаева работник отдела культуры, член союза журналистов:

 

Работы Петра Валюса могли бы стать украшением экспозиции музея современной советской живописи. Живописи светлой, энергичной, раскованной, искренней. Такой музей уже сегодня нужен. Тогда сохранятся работы подобные тем, что представлены здесь.

 

Ну, вот он понимал, что, так сказать, как обстоит дело. Какие-то двое:

Удивительная выставка. Ощущение обостренного восприятия мира. Своеобразное видение жизни в ее различных, часто трагических преломлениях. Выставка хорошо организована, оставляет неизгладимое впечатление.

 

Это какие-то тети писали:

 

Большое спасибо Анне Витальевне за предоставленную возможность приобщения к прекрасному, неповторимому искусству художника философа Петра Адамовича Валюса. Многогранный талант, воплощенный в представленных картинах волнует, оставляет глубокий след в мыслях и в душе. Хочется еще и еще возвращаться к этим сокровищам, которые заставляют думать о настоящем и будущем. Хорошо бы, чтобы эти прекрасные произведения выставлялись не однажды, а была бы организована постоянно действующая экспозиция.

 

Две фамилии. А это пара какая-то:

 

С величайшим удовольствием посмотрели выставку. От темпер просто нельзя оторваться. Большое спасибо Анне Витальевне. Жалко, что выставка закроется.

 

Благодарю за удовольствие, полученное от картин П.А.Валюса и от прекрасно организованной выставки. Хотелось бы еще не раз встретиться с этими картинами.

Н. Цыганова

 

Это изина Надюшка. Вот. Потом я получила письмо. Пришла какая-то женщина и принесла мне письмо и сказала, что это письмо написала женщина, которая была накануне и с которой я о чем-то говорила, кажется о выставке фотографий. Ну, и она, значит, думала и потом дома написала письмо, сама стеснялась, она прислала мне, значит, письмо. Письмо на трех страницах, но я прочитаю, поскольку кассета еще разрешает.

 

Уважаемая Анна Витальевна, я очевидно превращаюсь в человека (да, эта женщина инженер, так лет сорока), который на вопрос, как вы себя чувствуете, начинает серьезно отвечать. Если бы вы не, задали этот вопрос: "Не считаете ли вы, что сейчас молодые или современные художники идут от приемов вообще?" или если бы вы совершенно случайно не обращались непосредственно ко мне, я бы, наверное, промолчала, внутренне согласившись, хотя с некоторыми оговорками. Но я должна была отвечать, не знаю почему, я начала с оговорок. Может быть потому, что на длинный разговор не рассчитывала, и не успев договорить интуитивно боялась обидеть то меньшинство, которое я так ценю. Я не просто не считаю искусством произведения, идущие от приемов, засилие приемов в кино, театре, живописи, я считаю страшным явлением. Это прививка бездушия и бездуховности, да еще не самой несознательной части общества, той, у которой есть уже иммунитет против прививок уже совсем низкопробной массовой пропаганды. И уж, конечно, этим ответом я никак не думала умалить достоинство картин Петра Адамовича. Мой муж посчитал, что так можно было истолковать мой ответ и был очень мною недоволен. Я хочу воспользоваться случаем и высказаться о двух картинах, которые вызвали у меня чувства, мысли и ассоциации, отличающиеся от услышанных.

Сначала о "Белых тюльпанах". Об этом легче говорить. Вы процитировали запись студентов в этой книге, красной книге. "Глядя на эти тюльпаны, мы поняли, что наша планета так же хрупка и беззащитна, ее так же надо защитить." Это прекрасный образ. Я рада, что написали это молодые ребята, вдвойне рада, что технари, прекрасные образы не их профессия. У меня "Белые тюльпаны" вызвали другие, более житейские ассоциации. Я видела белые тюльпаны только один раз в жизни. И я купила их для того, чтобы подарить одному человеку, бывшему педагогу нашей дочери, ставшему уж если не другом нашей семьи, то во всяком случае близким для нас, интересным и приятным человеком. Но так получилось, что встреча наша не состоялась. А тут подвернулись обстоятельства, по которым мне надо было прийти с цветами, просто долг вежливости. И я подарила эти тюльпаны. (Крупно написано "ЭТИ") Когда я их брала, несла и дарила, отдавала, у меня было ощущение, что я делаю подлость. И по отношению к тюльпанам, и по отношению к обоим этим людям. Я изменила себе. Это было лет 10 назад. Не могу сказать, что это преследует меня всю жизнь, а вот перед картиной вспомнила. И поняла, почему совершенно не могу дарить одному человеку то, что предназначалось для другого. Даже если это мелочи или абсолютно вещественные вещи. Подарок - движение души. А движения души не взаимозаменяемы.

Вторая картина - ваш портрет. Моим спутникам, мужу и его брату, она показалась менее интересной, чем другие картины. Если бы не дата написания картины, если бы не фотовитрина, может быть я бы с ними согласилась. И какой глубины я лишилась бы при этом. У Игоря Галкина в одном из его стихотворений есть слова "мир многомерен и прекрасен, и тот, кто совершенно ясен, тот гениален, а не глуп." (Видишь, Игорь стал известным поэтом. Читаю дальше) Ясность и простота портрета - это совершенство, к которому человек может прийти, только пройдя и превзойдя (подчеркнуто) все сложности жизни, отношения, самовыражения, творчества. Может быть только в ощущении конца жизни, когда уже некогда пробовать что-то выразить так или иначе, когда уже осталось только время сказать самое то, если не успеешь сказать, это уже никто не узнает. А самое то всегда просто, всегда однозначно. Это конечная вершина. Позади уже было все. Впереди уже не будет ничего. Точка. Это последний подарок. Двойной подарок: картина и цветы. Это последнее, а может быть единственное признание в любви только потому и нужное, что перед уходом, который может быть только расставанием то и страшен. Это выражение и образ не первой любви, не вечной, не любви до гроба, не этих гипотетических понятий, превратившихся в красивые образы, это выражение и образ любви от первого до последнего дня. Это вместо этих слов.

С уважением Людмила Блюмина.

 

Я тебе прочитала это письмо, потому что мне показалось очень интересно, как раскрылась эта женщина перед этими картинами. Как они заставили ее подумать о себе. В общем, ты сам умный, ты сам понимаешь. Ну, вот, Валерочка, дорогой мой. Все. Сейчас я в комнате, картины повешены, на местах. Этот мой портрет на меня смотрит. Печальный. Там он светился. Прямо замечательно было. Повешен и освещен, особенно вечером, просто замечательно вообще смотрелись картины там. Ну все, один этап пройден. Что будет дальше не знаю. Наверное, ничего не будет. А может чего-нибудь будет. Не знаю. Ну, ладно. Во всяком случае пиши мне. Если будет какая возможность, передавай. Вот так.

Валя приходила в эту мастерскую, т.е. не мастерскую, все говорю мастерскую, на выставку. Ну так, забегала. То перед занятиями своим танцем, то перед машиной. Ну, в общем, нарядная, оживленная. Приводила друзей. Ну и тетя Аля помогала, была там. Даня. Ну, в общем, все друзья. Леонид Захарыч. Этот мой приятель доктор. Ангелина была несколько раз. От Ангелины тебе самый, самый горячий привет. У нее вчера был день рождения, я даже не. могла ее поздравить, потому что вот с этим, с перевозкой возилась. Мы долго разговаривали по телефону. Ну, в общем, она мне сказала, ну что, вы проходите тот крестный путь, который прошла я. И рассказала истории, как у нее взяли на выставке, в общем, советской живописи за рубежом, а потом не спрашивая ее, ничего ей не говоря, продали их. Так она узнала из газет. Из Летр франсез. Ну вот, и ей даже на платили. Потом ей Даня за какую-то картину отхлопотал через суд деньги. В общем, вот такие всякие вещи. Так что это, так сказать, криминалом не зани…, сюжеты есть. Ну ладно, Валерочка, кончаю на этом. Потому что надо уже идти встречать --

Целую тебя. Эх, будь здоровый. Веселый. Не сдавайся. Ты не один. Тут очень многие тебя помнят, любят, просили тебе передать самые такие неожиданные люди. Приходили очень многие, спрашивали о тебе. Приветы просили передать. Ну, что еще тебе сказать? Пиши мне.

Ну и закончу наш разговор последней записью в этой красной тетрадке. Три девочки десятиклассницы, долго шушукались, смотрели, бегали от картины к картине, потом ушли. А потом, уже к концу последнего дня, значит, работы выставки, пришли и принесли красные гвоздики. И сказали: "Вам". Мне, значит, передали. Я очень удивилась, потому что такие девочки, в общем, модные. А вот десятиклассницы оказались. Проводили меня домой. И сделали последнюю запись в этой книжке. Одна написала:

 

Картина "Горе" потрясла меня. (Это "Человеку плохо") Она всю меня перевернула. Она помогла мне понять мою мать. Эти бездонные прозрачные глаза для меня глаза моей матери. Спасибо.

Кондаратьева.

 

И потом совершенно детским почерком:

 

Еще читая вашу книгу, я увидела Художника с большой буквы. Когда я увидела картины Валюса, я была потрясена. Это, конечно, банально, но я не могу найти слов, чтоб выразить чувство, переполнившее меня. Нельзя отделить одну картину, каждая, определить одну картину, каждая из них открывает что-то новое. Спасибо вам за все.

Три подписи. И написано: Ваши преданные и любящие читательницы. 5 июня 85 года.

 

Потом эти девчушки проводили меня домой. Несли книги, фотографии, которые я забрала с выставки. Цветы. Куча цветов. И потом мы расцеловались и все. Ну, вот. И с тобой прощаюсь. Целую тебя, мой дорогой. Кончаю на этом передачу.