Газета «За ударный труд», 25 февраля 1988 года
Раздел «Новости культуры»
Н.Сальтина, заслуженный работник культуры ТАССР
ТРЕВОГА И БОЛЬ ХУДОЖНИКА
В МУЗЕЕ ИЗО открыта выставка работ московского художника Петра Адамовича Валюса. Выставка, эта необычная. Здесь нет привычных для глаза сюжетных картин. Не все, может быть, покажется сразу понятным. Но не надо торопиться подходить к этим полотнам и листам с обычными мерками.
Вспомните, как долго и старательно нас приучали к мысли, что наше искусство это то, что укладывается в определенные рамки, и не требует от нас, зрителей, читателей, слушателей никаких душевных усилий для понимания искусства. Все, что не укладывалось в эти рамки, объявлялось «чуждым», предавалось анафеме.
Вот почему к нам сейчас хлынул поток, пролежавших многие годы на полках Госкино, фильмов Алексея Германа, Киры Муратовой и других режиссеров (нас ждет еще встреча с фильмом «Комиссар»). На всех сценах страны идут пьесы Михаила Шатрова. Издаются сборники стихов Владимира Высоцкого.
В прошлом году в выставочном зале Союза художников ТАССР состоялась первая персональная выставка нашего казанского художника Алексея Аникиенка (к сожалению, он не дожил до этого светлого дня).
И вот еще одна интересная встреча с творчеством П. А. Валюса.
Художник сложный, постичь его живописный язык не просто. Но постарайтесь сделать шаг навстречу. Мне кажется, все его работы проникнуты тревогой за своих близких, за нашу Родину, за будущее человечества. Он очень много писал цветы. Посмотрите на них внимательно. Это не те пышные букеты, о которых можно мимоходом заметить: «Да, красиво» и тут же забыть. От этих цветов исходит тревога, словно им угрожает что-то...
Вот портрет жены. Она сидит в спокойной позе, но в глазах — горе, невыплаканные слезы...
Особенно волнует меня небольшое полотно «Москва. 1941 год». Мы видели много картин, посвященных войне. Были взрывы, атаки, огонь, победные марши, искалеченные тела, виселицы.
Здесь нет войны как таковой. На фоне затемненной ощетинившейся Москвы просвечивает силуэт беременной женщины. Каким-то нежным движением она прикрывает своего еще не родившегося ребенка. Это 'Мать пытается защитить Дитя человеческое. За ее плечами тишина. Но это грозная, кричащая тишина. Явно слышится голос художника, обращенный к каждому из нас: «Люди! Дорогие мои! Защитите эту нежность, этот росток! Постарайтесь сберечь наше будущее!».
Я так понимаю и принимаю картины Валюса. Уверена, что кто-то воспримет их по-другому, найдет и запомнит что-то свое, созвучное своим болям и радостям... Это закономерно. Но хотелось бы, чтобы равнодушных на этой выставке не было!
А тем, кому захочется, побольше узнать о художнике, его жизни, творчестве, я советую постараться найти книгу его жены — писательницы Анны Витальевны Вальцевой «Счастливый человек». Это не просто интересный роман — это замечательный памятник Художнику.