Содержание

Статьи о картинах

Другие статьи

Районная газета "Новости Херренберга"
Четверг, 22 января 1981
Nr.17 - 156 год издания, раздел Культура

Перевод с немецкого. Чтобы увидеть текст на языке оригинала, щелкните левой кнопкой мышки здесь.

Ханс-Дитер Шух

КАРТИНЫ ИЗ РОССИИ:

Реалист мира чувств
 

Народный университет г. Херренберг предлагает вниманию зрителей произведения Петра Валюса.

Еще сегодня  можно удивляться кое-чему исключительному и редкому в галерее города Херренберг, а затем в народном университете: Русская живопись, написанная частично всего 10 лет назад. Стиль -  свободное цветное изобилие, картины, которые были созданы в нынешнем будничном искусстве в Советском Союзе, коротко: произведения русского художника, Петра Адамовича Валюса, который умер от рака в Москве в 1971 в возрасте 58 лет.

     "Он был художник. Его картины висели на стенах в мастерской. Два месяца при его жизни и четыре с половиной года после смерти, пока власти не отобрали мастерскую. Раз в неделю ее открывали для зрителей. Летом обычно бывало немного народу, человек 15-20 в день. Осенью и зимой — раз в 10 больше." С этих слов начинается статья Валерия Валюса Картины отца", который живет сегодня в Штутгарте и заведует наследством художника. Такое количество посетителей и вытекающая из этого степень известности художника в Советском Союзе оказались чрезмерны, и КГБ прервало демонстрацию картин.

Жизнь художника Петра Валюса в Советском Союзе, конечно, может считаться показательной. Когда он хотел оставить в 1947 свою прежнюю  профессию, чтобы посвятить себя полностью искусству, это оказалось возможно только после нескольких обходных маневров. То, что последовало оказалось чистым бедствием. На какое-то время ему удалось оформлением книжных обложек добиться относительного благосостояния. Благосостояние, которое означало праздники  вплоть до раннего утра в жилье, состоявшем из одной комнаты, которую занимал Валюс вместе с женой, ребенком и тещей.

Контроль и давление тайной полиции однако возрастал. "Салон", который продал легально за границу некоторое количество его картин, прекратил прием его работ. После этого появился однажды таинственный итальянец, который хотел купить картины. За "западную валюту" разумеется. К счастью, Валюс узнал, что итальянец был агентом KGB, и не согласился на сделку. Если бы он согласился с этой "валютной операцией", как-то в этом роде это называется в СССР, он стал бы либо просто марионеткой КГБ, либо получил большой срок.

Этот короткий эпизод поясняет только задний план и историю возникновения картин, в нескольких случаях, однако, также заработки художника. Некоторые из произведений имеют однозначно политическое содержание.

Так же мало, как можно было причислить Валюса к художникам советского режима, он не относится ни к одному из  европейских стилевых направлений. Хотя, конечно, большое удаление от Центральной Европы могло играть роль, все же, нужно предполагать, что условия творческой работы содействовали чеканке сильной личности художника в Москве. Доктор Гельге Бательт, руководитель Народного университета выставившего картины, говорил во вступительном слове о „художественно благоприятных условиях", поскольку „поле интересов там менее насыщено", чем в Европе.

Это отрезанное бытие дало художнику точно выражающуюся в его произведениях оригинальность и взрывоопасность, которая сразу обращает на себя внимание непредвзятого наблюдателя. Чувствуется, что картины возникли исходя из интенсивного чувства. Сила и ясная линия цветного оформления его картин, написанных маслом, подкупает.

Валюс отвечал на вопрос о его стиле: „ Я - реалист ", - как сын пишет в своей статье. -Ведь слезы, боль и радость - это реальность." Тема Человека занимает Валюса в его последних работах, чему выставленные работы дают красноречивое свидетельство. Одна из них Художник", показывает его, как он жил: устойчиво, с широко расставленными ногами посередине вихря, он пишет картину, свободную от влияний  бушующей окружающей среды.